Кафедра религиоведения
Института теологии имени свв. Мефодия и Кирилла
Белорусского государственного университета

при поддержке

Кафедры философии культуры
факультета философии и социальных наук
Белорусского государственного университета 

Кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Москва, Россия)

Молодежной ассоциации религиоведов (Украина)

Русского религиоведческого общества (Россия) 

Портала «Религиозная жизнь» (Religious-Life.Ru)

Христианского образовательного центра имени свв. Мефодия и Кирилла (Беларусь)

Кафедры апологетики Минской духовной академии

V Международная научно-практическая конференция 

РЕЛИГИЯ и ИСТОРИЯ

20-22 апреля 2017 года, 

МинскРеспублика Беларусь


Уважаемые коллеги!

Имеем честь сообщить вам, что 20-22 апреля 2017 года в Минске (Республика Беларусь) проводится V Международная научно-практическая конференция «Религия и история».

Со времени возникновения религиоведения – с середины ХІХ в. – история религии была основополагающей его дисциплиной. Именно на ней зиждется сравнительное религиоведение и феноменология религии – наиболее влиятельные религиоведческие направления первой половины ХХ в. Начиная с середины ХХ в. в религиоведческом сообществе нарастает интерес к изучению своей собственной истории. Можно с уверенностью утверждать, что развитие религиоведения невозможно без этих двух его составляющих: истории религии и истории религиоведения. Конференция ставит в повестку дня вопросы соотношения религии и истории, а также подходы, концепции и методы их рассмотрения.

В рамках мероприятий конференции планируется проведения специальной секции и круглого стола, посвященных 500-летию Реформации.

Конференция проходит при поддержке и участии академических институций Белоруссии, России и Украины и является уникальной площадкой для встреч коллег из разных стран в особом формате.

Тематические направления конференции:

I. История религии

Дискуссии о возникновении религии. Ранние формы религии и их развитие в контексте исторических религиозных традиций. Национальные мифологии. Религии Древнего мира. Религии античности. Религии Азии. Религии Африки. Религии Австралии и Океании. Религии Америки. Иудаизм. Христианство до разделения церквей. Христианское средневековье. Христианство в Новое время. Современное христианство. Ислам. Теоретические и методологические проблемы истории религии. Религия между мифом и историей.

II. Философия религии

Проблемы истории религии в античной и средневековой мысли. Принцип историзма в мышлении Нового времени и религиозная проблематика. Эволюционизм и прамонотеизм в философии: от Д. Юма и Г. Лессинга к современности. «Естественная религия» vs «предрассудки» и «суеверия» в мышлении Просвещения. Романтизм и религиозность истории. Великие истории религии в философии XIX в.: Г. Гегель, Ф. Шеллинг, Вл. Соловьев. История религии глазами атеиста: от младогегельянцев до новых атеистов. Место религии в истории в философских направлениях XX века. История религии в современных философских традициях.

III. Социология религии

Практическое и методическое наполнение категории времени в социологических исследованиях религий. История институционализации конкретных религиозных традиций и современные трансформации религиозных институтов. Life-story сквозь призму религиозного мировоззрения. Новые паттерны религиозного в обществах второго Модерна. Календарь сакрального времени как составляющая религиозной идентичности; религия и масс-медиа 2.0. Социология религии о рефлексиях актуального искусства – кинематограф, акционизм, музыка, мода, театр.

IV. Психология религии

История психологии религии. Актуальные теоретические и эмпирические проблемы современной психологии религии. Социально-психологические исследования религиозности. Когнитивное религиоведение и эволюционная психология религии. Качественные и количественные методы в психологии религии. Психологи религиозного обращения. Религиозный опыт. Религия и духовность.

V. Антропология религии

Религиозная жизнь в ее разнообразных социально-культурных контекстах. Процессы традирования и трансформации локальных религиозных представлений и практик в изменяющейся реальности. Антропологическое измерение религиозных институтов и форм их функционирования: установление религиозных авторитетов и иерархий, легализация и сакрализация определенного порядка (пространства, времени). Паломничество. Феномен мемориализации и гражданская обрядность. Процессы миграции и культурные контакты. Религиозные практики и тексты в городском и сельском ландшафтах.

VI. Культурология религии

Эволюция религии и религиозных проявлений в повседневной культуре. Ценности религии и ценности культуры в определении жизненного стиля человека. Религия как форма культурной памяти. «Культовость» в культуре и «культ» в религии. Религиозное искусство в быту. Религия в популярной культуре и поп-арте. Культурные «ограничения» религиозного человека и «обывательская» религия. Феномен религиозных и квазирелигиозных праздников. Религиозная символика в бытовой практике. Рынок религиозной продукции и религиозные гаджеты. Религиозный туризм и другие религиозные сервисы.

VII. Феноменология религии

Антиисторизм классической феноменологии религии и попытки его преодоления в неофеноменологии религии. Историческое, внеисторическое, метаисторическое в структуре религиозного сознания в классической и современной феноменологии религии. Исторические модификации священного. Типологии исторических форм «иерофаний». «Священное время» и «священная история» как предмет феноменологии религии. Герменевтическая проблематика и историчность интерпретации священного. Memory studies в проблемном поле феноменологии религии.

VIII. История религиоведения

Существовало ли религиоведение до середины ХІХ века? Школы, направления и персоналии в истории религиоведения. Институциональный аспект становления и развития религиоведения. Международные конгрессы, региональные конференции, профессиональные ассоциации и научные журналы по религиоведению. Советское религиоведение. Развитие религиоведения в Центральной и Восточной Европе в конце XIX – начале ХХI века.

IX. Нетрадиционная религиозность в исторической перспективе

История нетрадиционной религиозности и новых религиозных движений в разных странах и регионах мира. История и современное состояние исследований феномена нетрадиционной религиозности. Исторические формы нетрадиционной религиозности. Проблематика изменений нетрадиционной религиозности и новых религиозных движений в процессе исторического развития. Изменение места и роли нетрадиционной религиозности в жизни общества. Проблема трансформаций новых религиозных движений. Методологические проблемы анализа истории новых религиозных движений. «Секта» и «культ» в социологии и истории религии. Новые религиозные движения и New Age Movements.

X. Религия и бизнес

Протестантская этика, дух капитализма и другие форматы отношений религии и бизнеса. Сингармонизм или гармония: прав ли Макс Вебер? Экономические институты религий. Место денег и труда в религиозных системах. Кесарю кесарево? Тезис Кейнса о «разделенности» религии и бизнеса. Религиозное мировоззрение и стиль ведения бизнеса. Религия и деловая культура (религиозная корпоративная культура). Религиозная нравственность и рыночный прагматизм. Религии как бизнес-проекты.

XI. Специальная секция к 500-летию Реформации: «Протестантизм в истории европейской культуры»

Культурно-историческая роль протестантизма в Европе. Протестантская теология и философия. Взаимоотношение ранней Реформации с православием. Роль протестантизма в формировании гражданского общества в Европе. Гражданская ответственность и servo arbitio. Современная лютеранская духовность и аскеза. Современная евангелическая идентичность. Отношение традиционных лютеран к феномену пятидесятничества. Взаимоотношения деноминаций раннего и позднего протестантизма. Отголоски Реформации в пятидесятничестве и харизматических движениях. Протестантизм на просторах Восточной Европы и Центральной Азии.

Круглый стол
«Протестантизм в диалоге религий и культур»

 Круглый стол
«Междисциплинарный подход к изучению религиозности»

Рабочие языки конференции:
русский, немецкий (с синхронным переводом), английский (без перевода).

Для участия в конференции
до 10 февраля 2017 года

следует заполнить онлайн-форму по адресу https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScHt-c80QQrsDME2tmGELBw6usvf_PY3NrCNAdPs2H_Ey1vEA/viewform?c=0&w=1 после чего отправить текст выступления с обязательным указанием тематического направления или другого мероприятия конференции, в котором планируется участие (имя файла: Минск2017_Фамилия_Направление/Круглый_стол; название направления или др. мероприятия можно указать в имени файла сокращенно) на адрес rel-crossroads@mail.ru.

Тексты выступлений должны быть оформлены в виде статей. Все присылаемые тексты проходят рецензирование. Оргкомитет оставляет за собой право отклонить тексты, не прошедшие рецензирование.

Требования к оформлению статей. Объем статьи составляет от 10.000 до 15.000 знаков (с пробелами, – включая данные об авторе и название статьи). Шрифт – Times New Roman, 14, с одинарным интервалом, все поля по 2 см. Сноски оформляются постранично в порядке сквозной нумерации. Литература представлена в сносках, список литературы не требуется.

В начале статьи в правом углу нужно указать: фамилию, имя и отчество автора, ученую степень и звание, должность, высшее учебное заведение или организацию, которую представляет автор, город, страну, которую представляет автор и адрес электронной почты.

К сожалению, Оргкомитет не имеет возможности оплатить Ваши командировочные расходы. Однако мы постараемся обеспечить иногородним участникам конференции проживание в недорогих комнатах гостиницы Белорусского государственного университета, а также обеды в недорогой столовой.

По результатам работы конференции планируется публикация сборника материалов. Взнос на издание – € 15. Оргвзнос перечисляется после официального подтверждения о приеме заявки текстов для участия в конференции.

Организационный комитет

  1. Шатравский Сергей Иосифович, кандидат богословия, проректор по научной работе Института теологии имени свв. Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета, доц. кафедры религиоведения, Минск, Беларусь (председатель Организационного комитета);
  2. Карасёва Светлана Геннадьевна, к.филос.н., доц. кафедры философии культуры факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета, Минск, Беларусь;
  3. Антонов Константин Михайлович, д.филос.н., зав. каф. философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, президент Русского религиоведческого общества; Москва, Россия;
  4. Островская Елена Александровна, д.социол.н., профессор кафедры теории и истории социологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия;
  5. Владыченко Лариса Дмитриевна, док.филос.н., доц., заместитель директора Департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры Украины – начальник отдела религиоведческо-аналитической работы, член Молодежной ассоциации религиоведов, Киев, Украина;
  6. Киселёв Олег Сергеевич, к.филос.н., старший научный сотрудник, докторант кафедры культурологии Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова, член Молодежной ассоциации религиоведов, Киев, Украина;
  7. Костылев Павел Николаевич, ст. преподаватель кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, выпускающий редактор портала «Религиозная жизнь», исполнительный секретарь Русского религиоведческого общества, Москва, Россия;
  8. Муха Ольга Ярославовна, к.филос.н., доц. кафедры культурологии Института философского образования и науки Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова, Киев, Украина, глава Молодежной ассоциации религиоведов-Львов, Львов, Украина;
  9. Трофимова Ксения Павловна, к.филос.н., н.с. сектора философии культуры Института философии РАН, Москва, Россия;
  10. Фолиева Татьяна Александровна, к.филос.н., доц. кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Москва, Россия;
  11. Казмирук Марина Вячеславовна, магистр философских наук, аспирант кафедры культурологии Белорусского государственного университета культуры и искусств, преподаватель теологического колледжа им. Св. Иоанна Крестителя, Минск, Беларусь.

По вопросам, относящимся к работе конференции, обращайтесь:
rel-crossroads@mail.ru
+375 29 568 17 14 Сергей Иосифович Шатравский
+375 44 515 04 61 Светлана Геннадьевна Карасёва