Завершилась Всероссийская конференция с международным участием «Исследования религии: прошлое, настоящее, будущее», проходившая с 10 по 11 апреля 2020 г. Всего в конференции приняло участие более 100 человек. С докладами выступило 83 участника из 24 ВУЗов, научных институтов и организаций. Тематически конференция охватила целый спектр религиоведческих тем. Заседания проходили в рамках десяти секций и трех круглых столов.

На секции, посвященной современным формам религиозности и духовности, было заслушано 5 докладов, благодаря слушателям удалось обсудить много вопросов. Три доклада были посвящены неоязычеству в различных его аспектах: Анастасия Сидоркина (студентка КФУ) предложила свой проект исследования марийского язычества и очертив его развитие в 20 веке; Дмитрий Каунов (аспирант ИЭА РАН) поделился результатами своих исследований неоязычников в Калужской области, противопоставив кейсы Обнинска и Боровска; Александра Поздеева (студентка СПбГУ) обрисовала ритуалы викканских и родноверческих общин. Игорь Масленников (аспирант ИЭА РАН) посвятил свой доклад явлению светской медитации (mindfulness) и московским группам, ее практикующим. Исследователь показал, что исследование групп светской медитации позволяет заключить о теоретической значимости подхода Никласа Лумана и ценности понятия духовности. Нина Габель (аспирантка МГПУ) предложила свои наброски к классификации новых религиозных движений, что перекликалось с важными для всех докладов темами определения границ объекта исследования, терминологии для его описания и типологизации.

Секция по истории религии проходила по трем тематическим блокам.
На заседании подсекции «История религии в Древнем мире» (11 апреля) было пять выступающих: Василий Шрамко (НИУ ВШЭ) обрисовал перспективы использования подходов когнитивной теории для анализа наскальной живописи Палеолита; Екатерина Александрова (РГГУ) рассказала о различных вариантах интерпретации древнеегипетских погребальных практик; Александра Сгоннова (ПСТГУ) посвятила свой доклад рассмотрению роли царя в Кумранской общине; Юлия Харитонова предложила вниманию слушателей реконструкцию «исповедного» культа в римской религии, сделанную на материале текстов храмовых вотивных стел римской Малой Азии; а в завершении Анна Грешных (РГГУ) подняла проблему выявления практики использования объектов-заменителей людей в римской религии. Всего в работе секции приняло участие 15 человек. Все выступления вызвали живой интерес у слушателей, за которыми последовали вопросы и продуктивный обмен мнениями по поставленным докладчиками проблемам.
Подсекция «История религии в Средневековье» (10 апреля) открылась выступлением Екатерины Коршиковой (магистрант, ПСТГУ), продемонстрировавшей оригинальность этических представлений Мартина Брагского в докладе «Этические нормы для клириков на примере трактатов епископа Мартина Брагского». В докладе «К вопросу о возможности применения «религиозной антропологии» К.И. Никонова в историческом религиоведческом исследовании: случай «Алфавита благочестия»» Михаил Киселев (аспирант, МГУ) представил концепцию К.И. Никонова и продемонстрировал те трудности, с которыми может столкнуться исследователь, попытавшийся применить ее к историческому материалу. Анастасия Вотева (магистрант, НИУ ВШЭ) в докладе «Бегинки глазами фландрской знати: опыт прочтения письма графа Роберта III Бетюнского» провела анализ письма графа Роберта III Бетюнского и показала, что его письмо представляет собой уникальную для того времени попытку защиты бегинок от преследований со стороны католической церкви.
На подсекции «История религии в России» (11 апреля) были представили доклады Ксения Сергазина (доцент, РГГУ) – «Московская община Ивана Крупенникова (1740-е годы)»; Елена Скачкова (магистрант, РГПУ им. А.И. Герцена) – «Семиотика сакральной одежды в контексте обрядов перехода в русском селе 19 в.»; диакон Сергий Кульпинов (аспирант, СПбДА) – «Религиозная ситуация в Бурят-Монгольской АССР в начале 1930-х гг. в работах обновленческого «архиепископа» Василия Федоровича Макушева»; Любовь Городилова (аспирант, МГУ им. М.В Ломоносова) – «Принципы диалога Русской Православной Церкви в контексте Всемирного Совета Церквей» и Петр Чистяков (доцент, РГГУ) – «Почитание Бургийонской статуи Богоматери». Состоявшаяся по итогам подсекции дискуссия была посвящена проблеме источников и их верификации, вопросу соотношения устной истории и архивных исследований и другим актуальным вопросам методологии изучения религии. В дискуссии также принял участие Всеволод Золотухин (доцент, НИУ ВШЭ).

Первая часть заседания секции «Философия религии и религиозная философия», посвященного персоналиям западной философской мысли, сконцентрировалась вокруг различных аспектов понимания религии в философии XX-начала XXI века. Профессор РГГУ Светлана Александровна Коначева выступила с докладом «Эсхатология повседневного: религиозное как базовая структура человеческого опыта», в котором рассмотрела ответы феноменологической герменевтики (Р. Керни, Дж. Капуто и нек. др.) на такие вопросы, как «Может ли Бог быть дан сознанию как феномен?», «К какому роду феноменов относится религиозный опыт?» и отметила специфику концепции четвёртой редукции Р. Керни и интерпретации религиозности Дж. Капуто. Магистрант РГГУ Владимир Петрович Вишняков рассказал о герменевтике фактичности М. Хайдеггера в контексте лютеровской теологии креста, продемонстрировав, как theologia crucis М. Лютера направляла и сопровождала философа в 1920-х гг. в его стремлении исследовать понимание существования, сформированное христианской верой, и в развитии им центральных моментов экзистенциального анализа, программы деструкции и собственной «реформации» философской традиции. Обсуждение обоих докладов породило дискуссию о соотношении претендующей на универсальность схемы человеческого существования, предложенной Хайдеггером и более радикальных герменевтических практик Керни. Завершал заседание доклад магистранта СПбГУ Ивана Геннадьевича Снеткова, посвященный нейрофилософии религии Т. Метцингера, в которой оппозиция религия-духовность выстраивается через противопоставление фидеизма опытному переживанию, самообмана – интеллектуальной честности с использованием данных нейронаук и когнитивных исследований. Данный доклад также вызвал бурное обсуждение. Всего в заседании приняло участие 14 человек.
Во второй части заседания приняло участие 9 человек, было заслушано два доклада. С докладом, посвященным философии религии современного американского мыслителя, представителя атеистической линии в постмодернистской мысли Р. Рорти выступила д.филос.н., проф. Томского Государственного университета Екатерина Борисовна Хитрук. Философский анализ молитвы, более конкретно – текста Магнификата в трудах «рыцаря ортодоксии», опиравшегося в своей методологии на своеобразное сочетание герменевтических, аналитических и трансцендентальных подходов Рихарда Шеффлера представил студент ПСТГУ Денис Сергеевич Скурихин. Доклады были посвящены философии религии двух совершенно разных авторов, что, однако, позволило выявить многообразие современных направлений мысли в этой области и породило активную дискуссию участников.

На посвященном русской религиозной философии заседании секции «Философия религии и религиозная философия» (10 апреля) было заслушано 4 доклада. Заседание открылось методологическим докладом А.П. Соловьева (зав. каф. религиоведения КФУ), предложившего использовать намеченную в компенсаторной теории модерна О. Маркварда и Г. Люббе диалектику Просвещения (модернизация и рационализация) и Романтизма (консервация и реактуализация истории) как основу для реконструкции основных мотивов формирования русской религиозной философии. Хорошими иллюстрациями этой концепции стали представленные в последующих докладах case studies: становление замысла «Истории и будущности теократии» в ранних работах Вл. Соловьева, описанное А.Ю. Бердниковой (научный сотрудник Института философии РАН), попытка вписать литературное поведение В.В. Розанова в модель юродства, как специфической формы религиозной жизни, намеченное Д.А. Румянцевым (магистрант ПСТГУ), анализ религиозных взглядов и взглядов на религию П.А. Сорокина, преломленных через призму разрабатываемой им на протяжении всей жизни своеобразной социологии любви и альтруизма – предложенное М.В. Дягилевой (аспирант МГУ им. М.В. Ломоносова). В дискуссии, сопровождавшей как отдельные доклады, так и заседание в целом, участникам удалось выявить важные точки пересечения представленных концепций, уходящие корнями в намеченное в середине XVIII века в немецкой мысли единство философской антропологии, эстетики и философии истории. Всего в заседании приняло участие 9 человек.

Секция «Количественные и качественные исследования религии» проходила 10 и 11 апреля. На первой части секции было представлено доклада и присутствовало более 10 слушателей. Доклад Максима Богачева (НИУ ВШЭ), посвященный политической агитации от лица православных священников вызвал наиболее живое обсуждение. В нем были представлены результаты опроса прихожан о том, сталкивались ли они с агитацией со стороны своих священников, а также версиям автора относительно того, почему священники занимаются политической агитацией и почему всегда агитируют за действующую власть. Доклад Владимира Коваленко (Центр этнорелигиозных исследований) представлял собой анализ наиболее активных групп православных фундаменталистов в социальных сетях. Автор доклада пришел к выводу о том, что, несмотря на общность повестки, стратегии этих групп отличаются друг от друга. Алима Фурманова (ПСТГУ) представила свое исследование о влиянии религиозности на базовые ценности руководителей. Согласно собранным ею данным, сегодня в России многие руководители компаний являются верующими людьми и используют этические принципы своей религии в руководстве подчиненными. Шишигина Мария (РГГУ) в своем докладе рассказала об исследовании религиозной идентичности в московской общине прогрессивных иудеев и о том, как члены этой общины реагируют на актуальные социальные вопросы. В обсуждении этого доклада была затронута тема преемственности между современными прогрессивными иудеями и их предшественниками, жившими более ста лет назад.
На заседании второй части секции было сделано три выступления: Полина Врублевская (ПСТГУ) рассказала о результатах своего полевого исследования духовного поиска молодёжи России, Финляндии и Польши, сделанного с применением методики Faith-Q-Sort; Ольга Богданова (МГУ имени М.В. Ломоносова) посвятила свой доклад анализу статистических данных рубрики «Вопросы священнику» журнала «Фома»; а Мария Красильникова (ПСТГУ) описала различные варианты моделей и процессов (само-)идентификации мусульман в светском обществе. Всего в работе этой части секции приняло участие 12 человек, среди которых были и иностранные гости – слушатели из Италии и Польши. Все доклады вызвали живой интерес у участников, за которыми последовали вопросы и обсуждения.

Секция «Теологические проблемы в религиоведческой перспективе» также проходила два дня. Первая часть секции объединила четырех докладчиков в двух тематических блоках. Первый блок был посвящен политической теологии. Открывал заседание доклад магистрантки НИУ ВШЭ Бекаревой Арины Александровны «Диалог Карла Шмитта и Эрика Петерсона: патристическая критика проекта политической теологии Карла Шмитта», рассказавшей об особенностях проекта политической теологии Карла Шмитта, в котором происходит своеобразное обожествление власти через фигуру суверена, и о критике данного проекта со стороны немецкого теолога Эрика Петерсона, основанной на теологических экспликаций. Следующим выступил магистрант НИУ ВШЭ Дедов Михаил Юрьевич, представив тему «Гипотеза Гайи как политическая теология природы». Докладчик сконцентрировал свое внимание на гипотезе Гайи в интерпретации Б. Латура, а также отметил генезис и возможные источники, повлиявшие на развитие гипотезы Гайи, в частности, со стороны русской мысли и движений нью-эйдж. Второй блок докладов был посвящен восточно-христианскому богословию и его рецепции. Научный сотрудник Института языкознания РАН Дьяченко Галина Викторовна в своем докладе «Христианская гносеология святителя Григория Нисского» раскрыла гносеологическую составляющую учения свт. Григория Нисского, отметив границы, основаниях, предметы и способы познавательной деятельности человека в том виде, в котором они представлены в трудах святителя, а также указала, какое место гносеологические аспекты учения свт. Григория Нисского занимает в христианском богословии. Магистрант ПСТГУ Паутов Георгий Владимирович завершал заседание. В докладе «Пересечение экклесиологии и персонализма в трудах протоиерея Георгия Флоровского и профессора Владимира Лосского» Георгий Владимирович обратился к экклесиологии, делая акцент на вопросах соборности и персонализма в русской богословской мысли. Докладчик представил авторский анализ богословских взглядов В.Н. Лосского и прот. Г. Флоровского в контексте православного учения о единстве и соборности Церкви как практического раскрытия личности. В заседании приняло участие 7 человек. Все доклады, так или иначе находясь на стыке религиоведения (преимущественно философии религии) и теологии, вызвали оживленную дискуссию среди участников секции и слушателей.
На втором заседании секции было заслушано 4 доклада, тесно связанных с проблематикой существования христианской традиции в современном мире. Большую дискуссию вызвал доклад аспиранта СГУ им. Чернышевского Кристины Юрьевны Петровой, который был посвящен проблеме использования в теологическом дискурсе аргументации, связанной с апелляцией к традиции и ее соотношения с другими формами аргументации. Доклад Дмитрия Сергеевича Турко (аспиранта НИУ ВШЭ) был посвящен мистическому богословию Мейстера Экхарта. Значительный отклик получил и проблемный доклад Максима Александровича Пылаева (д.филос.н., РГГУ/ПСТГУ), посвященный образу М. Лютера в протестантском богословии XX века – в либеральной, диалектической теологии, у Р. Отто и Фр. Хайлера, в котором автор поставил вопрос об отношении христианского сознания современного типа к антично-средневековому христианскому сознанию, до сих характерному для католицизма и православия. Завершил работу секции (и продолжил обсуждение общей темы) доклад магистрантки РГПУ им. А.И. Герцена Александры Александровны Большовой, «Всеобщее священство в богословии Г. Кюнга». В работе секции приняло участие более 15 человек.

Секция «История российского и зарубежного религиоведения» (11 апреля) была полностью посвящена примерам из отечественной истории. Филипп Никитин (студент СПбГУ) типологизировал источники по истории движения пашковцев, авторами которых являются православные исследователи и полемисты. Борис Сажин (преподаватель СФИ) предложил свою модель деконверсии, опираясь на публикации народников. Валерий Тикунов (аспирант ПСТГУ) поделился наработками в реконструкции биографии А.Т. Лукачевского, показав, как выделяется в его судьбе переход от пропаганды к исследованию религии. Арина Алексина (аспирантка ПСТГУ) в своем докладе показала особенности дискурсивной практики на примере обсуждения свободы совести в толстых журналах эпохи перестройки. Оживленная дискуссия показала, что темы религиозного диссидентства, взаимной критики религиозных групп и влиянии религиозных деятелей на социальный порядок и дискурс эпохи в равной степени интересны при изучении самых разных периодов истории России.

В фокусе внимания участников секции «Религиозная антропология конца XIX — начала XX века» (11 апреля) оказались малоизученные антропологические представления отечественных спиритуалистов и теософов. Владислав Раздъяконов (доцент РГГУ) в открывающем секцию докладе поставил вопрос о существовании «новой» религиозной антропологии как самостоятельном феномене, раскрыв ее, по его мнению, видовое многообразие и показав значимость влияния научного, прежде всего, популярного научного дискурса на представления, формировавшиеся в рамках новой религиозной антропологии. Доклад Анастасии Маклаковой (магистрант РГГУ) был посвящен связи антропологических и эсхатологических представлений спиритуалистов по материалам Е.И. Молоховец, А.И. Бобровой и В.П. Быкова. Сообщение Марии Пермяковой (студент РГГУ) раскрыло специфику синтеза православной и спиритуалистической антропологии в оригинальном религиозном учении И.А. Карышева, кроме того, были показаны аналогии между некоторыми антропологическими утверждениями, характерными для представителей русских мистических сект, и отечественными спиритуалистами. Артем Шевчук (студент, РГГУ) раскрыл многообразие представлений о человеке у русских теософов, относивших себя к движению христианской теософии (В.И. Штальберг, А.С. Келлэт, Д.В. Странден). Наталия Сачкова (студент РГГУ) провела сравнение между представлениями о йоге в концепциях М.В. Лодыженского и П.Д. Успенского, предположив, что для первого конечной целью практики является единение с Богом, подобное тому, что описано в литературе о христианских подвижниках, тогда как для второго йога выступает универсальным средством совершенствования человека. В своем докладе Васса Пяткова показала специфику рецепции спиритуалистами представлений о телепатии на примере архивного источника «Техника и психология молитвы» (1910). Завершил секцию доклад Тихона Спирина (студент, РГГУ), посвященный антропологической концепции Карла Дю Преля и ее рецепции отечественными спиритуалистами.

В секции «Язык и речь в религиозных традициях» (11 апреля) приняло участие 13 человек, было сделано четыре доклада. Открывал заседание Базлев Михаил Максимович (аспирант РГГУ) с темой «Проблема выражения религиозного опыта, в свете философии языка». Докладчик сконцентрировал свое внимание на проблеме языкового выражения религиозного опыта с точки зрения философии языка, выделил способы фиксации опыта и отразил позиции Витгенштейна и Гендлина. Язык фиксации религиозного опыта был продемонстрирован на примере «Духовного дневника» Игнатия Лойолы. Антоненко Андрей Кириллович (магистрант РГГУ) рассказал о внутреннем и внешнем говоре в духовном дневнике Игнатия Лойолы. Докладчик задался целью объяснить феномен, описываемый Лойолой в «Духовном дневнике», проанализировав предшествующие созданию «Дневника» события, а также само переживание Лойолой данного феномена. Кулагина Екатерина Ивановна (студентка МГУ им. М.В. Ломоносова) выступила с темой «Слова как отображение мироздания: Lingua ignota и Священное Писание», рассказав об искусственном языке Lingua ignota, сконструированном бенедиктинской монахиней Хильдегардой Бенгенской. В ходе доклада была продемонстрирована специфическая религиозная ориентация данного языка и приведены соответствующие примеры из его глоссариев. Завершал секцию доклад Розова Владимира Андреевича (лаборанта-исследователя СПбГУ) «Роль грамматических средств в риторике Корана в свете особенностей сакральной речи», в котором были отмечены особенности доисламской ритуальной речи, восходящей, в частности, к древнеаравийской традиции, а также художественные и изобразительным приемы и поэтические свойства коранического текста. Все доклады вызвали оживленную и продуктивную дискуссию.

Секция «Религия и культура (книги, кино, игры и не только)» (11 апреля) собрала 21 участника, из которых 7 сделали доклады. Носачев Павел Георгиевич (НИУ ВШЭ/ПСТГУ/МДА) рассказал о феномене гностического тропа в современной культуре; Ефимова Мария Сергеевна (МГУ им. М.В. Ломоносова) – о концепции «духовного рыцарства» и ее отражении в цикле романов «Ланселот-Грааль»; Тулянская Юлия Тихоновна (КФУ) – о религиозном дискурсе в произведениях Дж.Р.Р.Толкина; Ченцова Дарья Александровна (ПСТГУ) представила образ миссионера в рассказе У.С. Моэма «Дождь»; Касьянова Наталия Борисовна (МГПУ) и Касьянова Мария Сергеевна (МГУ им. М.В. Ломоносова) рассказали о о репрезентации четырех благородных истин в поэме Н. Дамдинова «Слово Будды»; Мойжес Леонид Владимирович (Институт бизнеса и дизайна (B&D) представил религиозные аспекты в RPG Greedfall, проанализировав их с точки зрения теории возможностей Гибсона; Перекатов Андрей Валерьевич (ПСТГУ) в завершающем заседание докладе рассказал о конфликте духовенства и театрального сообщества, связанного с постановкой в 1907 г. пьесы В. Протопопова «Черные вороны».

На секции «Государство, религия, память: исторические исследования» (11 апреля) было заслушано четыре доклада: Дарья Егорова (ПСТГУ) описала советскую атеистическую кампанию среди ненцев, сопоставив содержание газеты «Наръян Вындер» и восприятие этой кампании на материале интервью, взятых в Ненецком автономном округе. Дарья Буданова (РАНГХиС) реконструировала политику памяти о Холокосте в Польше, показав место в ней духовенства и роль государства. Елена Гордиенко (РГГУ) предложила анализ культа духов-покровителей местности во Вьетнаме и государственную его регуляцию в истории и современности. Александра Ермолова (Томский государственный университет) свое выступление посвятила атеистической работе с детьми в годы хрущевской антирелигиозной кампании как на всесоюзных, так и местных материалах – периодике, фильмах и мультфильмах, а также интервью с учителями и учениками. Доклады и вопросы затрагивали разные стороны обширной темы государственной регуляции религии и памяти, а также проблемы власти.

Круглый стол «»Народное благочестие» или «вернакулярная религиозность»? Границы понятий и методы» (11 апреля) объединил восемь докладчиков. Рычкова Надежда Николаевна (РГГУ) представила доклад «Такие разные религии?… Проблема терминологического разнообразия в religious studies». В докладе представлена история становления научной терминологии в описании феномена неканонической религиозности. Рассмотрены термины, используемые исследователями для описания феномена так называемой неканонической религиозности, которая включает в себя широкий круг разнообразных форм – от интерпретаций библейских сюжетов («народная» Библия) и «народного» культа святых до «наивных» трактовок и интерпретаций религиозных текстов и постулатов, природных явлений и событий, а также продуцирования как собственных субститутных форм религиозных ритуалов, так и создания новых религиозных практик. Воронцова Елена Владимировна (МГУ им. М.В. Ломоносова/ПСТГУ) в своем выступлении рассказала о реализующемся в ПСТГУ исследовательском проекте «Проблема святости в локальных деревенских сообществах», в ходе которого происходит экспедиционный сбор данных о почитании деревенских святынь в Тамбовской области и анализ современных подходов к осмыслению подобных практик. В выступлении было продемонстрировано, как в современных исследовательских программах фокус исследователя зачастую смещается от самих религиозных практик и реализующих их индивидов и групп к анализу социальных отношений интерпретируемых в терминах конфликта, харизмы, перфоманса и т.п. Душакова Наталья Сергеевна (РАНХиГС) представила доклад, посвященный стратегиям сохранения старообрядческой веры в советское время. В докладе на основе воспоминаний старообрядцев Молдовы, записанных во время экспедиций 2008-2019 годов, были рассмотрены общие и индивидуальные стратегии сохранения веры в советское время. Как отметил докладчик, перемещение религии в условиях запретов из публичной в частную сферу, так называемые практики приватизации религии, нередко сопровождались нарушениями ряда запретов и предписаний, знание о которых при этом никуда не исчезало. Малая Елена Константиновна (ЕУ в Санкт-Петербурге) выступила с темой «Моральный кодекс строителя храма: коллективистские и чудесные основания совхозного ктиторства» – в докладе на современном полевом материале из крымских сел анализируется практика построения церквей усилиями бывших совхозов. Антонов Дмитрий Игоревич (РГГУ/РАНХиГС) представил тему «Неканоничная» икона и «народное» благочестие. Мышление оппозициями, или какие традиции мы принимаем за «эталон»? В докладе были рассмотрены проблемы, возникающие при попытках разделить «каноническое», «предписанное», «нормативное» и «народное» христианство, и, шире, «институциональную» и «вернакулярную» религиозность. Рыговский Данила Сергеевич (Университет Тарту) в докладе «Понятие старообрядческого согласия в локальном контексте» выделил методологические особенности работы в старообрядческих общинах, в которых для исследователя бывает затруднительно выявить границы «толков» или согласий, к которым принадлежат разные группы старообрядцев, поскольку в локальных контекстах эти границы бывают неочевидными; Левкиевская Елена Евгеньевна (РГГУ) в своем докладе «Заместительные религиозные практики в традиции советского периода» проанализировала воспоминания жителей Еланско-Терсянского украинского анклава (Саратовская обл.) о религиозных специалистах, выполнявших заместительные функции священников в советский период. В докладе был оотмечено, какие фрагменты их биографии, особенности их личности, а, главное, — их религиозной деятельности маркируются и воспроизводятся в памяти современного сообщества. Кравецкий Александр Геннадьевич (Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН) выступил с темой «Изобретение церковной традиции». В данном докладе были рассмотрены механизмы возникновения ряда особенностей современной церковной жизни, воспринимающихся в качестве давней традиции. На круглом столе были обсуждены следующие темы: проблема терминологии и язык описания неканонической религиозности; границы понятия «неканоническая религиозность»: что входит в это понятие, а что остается за его рамками; механизмы сохранения и поддержания религиозного знания в советский период; народная религиозность в постсоветский период в городских и сельских сообществах – новые формы и старые традиции; народная религиозность и церковь в постсоветский период: борьба или взаимодействие. В обсуждении докладов приняло участие 35 человек.

Круглый стол «Gender studies в современном религиоведении» (11 апреля). В круглом столе было приняло участие 18 человек, из которых трое сделали доклады.
Биктимирова Александра Владимировна (КФУ) рассказала об истоках исламского феминизма, представив ретроспективу исторических знаний об исламском феминизме, выделив исторический фон возникновения и развития феминистских идей в исламе и уделив внимание феминистским интерпретациям Корана; Микешин Игорь Михайлович (Хельсинкский университет) поделился с аудиторией материалами своего антропологического исследования, посвященного семье и гендеру у христиан-евангеликов, рассказал о роли семейных ценностей и гендерного порядка в моральном дискурсе изучаемой общины; Лещенко Дмитрий Геннадиевич (НИУ ВШЭ) представил гендерную проблематику с точки зрения философии дзэн-буддизма, указав на доктринальные особенности данного учения по вопросу пола и гендерной детерминированности, а также отметив возможные пересечения современного учения дзен и феминизма третьей волны. Все три доклада образовали некое единое смысловое поле, в рамках которого затем проходила плодотворная дискуссия.

В круглом столе «Религия в пространстве города» (11 апреля) приняли участие три докладчика и более 20 слушателей. Надежда Рычкова (РГГУ) сделала доклад об исследовании апроприации городского пространства в современном городе. Надежда проводит регулярное полевое наблюдение группы, которая собирается каждую субботу на Пушкинской площади в Москве и совершает молитвы о восстановлении монастыря. В докладе было рассказано о взаимодействии между членами общины и другими посетителями площади, в первую очередь участниками политических митингов. Доклад Дарьи Радченко (РАНХиГС) касался практики установки памятников святым в разных городах России. Доклад был основан на статистике, материалах СМИ и личных наблюдениях автора. В обсуждении был затронут вопрос о том, как памятник святому репрезентируется в современном массовом сознании. Последней выступила Александра Попова (ПСТГУ) с докладом про иудейскую общину в районе Марьина роща. В докладе были показаны основные локации района, связанные с иудаизмом, а также отмечено наличие в исследуемом районе культовых объектов и сооружений других религий.

Организаторы благодарят всех докладчиков, слушателей и модераторов, принявших участие в конференции!