23 ноября в 17:00 состоится первый семинар, который совместно проводят Русское религиоведческое общество и кафедра религиоведения СФИ.

В этом учебном году на наших семинарах мы предлагаем обсудить преподавание курса «Социология религии», теоретические и методические подходы к преподаванию курса, выбор ключевых фигур и основных тем.

Курс «Социология религии» является одним из ключевых в религиоведческом образовании, при этом пока в России нет ни одной магистратуры по социологии религии, и далеко не везде, где есть религиоведческое или социологическое образование, этот курс читается. Также регулярно возникает проблема с его научной локализацией – является ли он частью социологии или частью религиоведения. От этого также зависит концепция его преподавания.

Тема ближайшего семинара: «Кукла и карлик: подходы к преподаванию социологии религии»

Докладчик: Ирина Васильевна Дуденкова, доцент факультета социальных наук МВШСЭН, к.филос.н.

На семинаре докладчик поделится своими размышлениями об опыте преподавания социологии религии у социологов ИОН РАНХиГС и в МВШСЭН (Шанинка). Программа курса, выбор фигур и проблем исходит из установки, что важнейшие теоретические понятия социологов классического периода истории социологической мысли, такие как: отчуждение (Маркс), абсолютный характер границы между сакральным и профанным и эффервесанс (Дюркгейм), социальное действие (Вебер), форма взаимодействия (Зиммель) конденсируются на основе наблюдений и анализа религиозных аспектов социального. В этом смысле наряду с политической теологией можно говорить о социологической теологии, то есть о недостаточно отрефлексированных самой социологической традицией рудиментарных представлениях о социальной жизни религиозной общины, зачастую именно конфессиональных. Такое прочтение социологической традиции в духе Джона Милбанка можно считать параллельным по отношению к теориям секуляризации, потому что оно исходит не из необходимости научной критики понятий-атавизмов, а из установки их остаточной эвристической эффективности. В сообщении планируется также обозначить, с какими практическими и методическими трудностями сталкивается такой взгляд на социологическую традицию.