21 января 2017 г. в Институте философии и социально-политических наук Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону) прошёл круглый стол «Человек в исламе», организованный при живом и непосредственном участии Русского религиоведческого общества. Такое мероприятие прошло в Ростове-на-Дону впервые.
Чем же так важно это мероприятие, и почему оно заслуживает того, чтобы быть упомянутым в отдельной рецензии? Дело в том, что оно представляет собой первый и потому особо важный шаг в развитии философского исламоведения на юге России.
Идея создания восточного факультета, – с особым акцентом на языки и культуры Ближнего Востока, – высказывалась в Ростовском государственном университете ещё в 70-80-е годы XX века, однако до создания востоковедческого подразделения дело так и не дошло. Взамен в конце 1990-х годов в РГУ было создано отделение регионоведения, существующее ныне в составе Института социологии и регионоведения Южного федерального университета. Основным объектом изучения на этом отделении стали народы и республики Северного Кавказа, причём акцент был сделан не на этнографию, археологию или языкознание, но на актуальные социально-политические реалии. Студентов предполагалось готовить к государственной службе на юге России и, в частности, на Северном Кавказе. Исламоведческие штудии на отделении регионоведения были представлены, соответственно, по преимуществу изучением политических реалий северокавказских республик и проблем исламского экстремизма. Именно там впервые в РГУ было начато преподавание турецкого и арабского языков.
Философский факультет, а впоследствии, факультет философии и культурологии отдельной специализации по восточным философиям не имел. Вузовское сообщество Ростова-на-Дону и, шире, юга России (Краснодар, Ставрополь) привыкло к рассмотрению ислама и исламоведческой проблематики сугубо с политологической точки зрения. Между тем, на конференциях и встречах представители ростовского философского сообщества неоднократно говорили о недостаточности такого подхода.
Потому круглый стол «Человек в исламе» явился в немалой степени мероприятием просветительского формата. Формат его действительно оказался всероссийским: из 10 участников четверо представляли г. Ростов-на-Дону, трое участников прибыли из г. Москвы и ещё трое – из Республики Крым (г. Симферополь). Тематика мероприятия была максимально широкой.
Из десяти выступлений фундаментальным философско-религиоведческим вопросам было посвящено четыре доклада, проблемам социологии религии и социальной антропологии – два, остальные же затронули широкий спектр культурологических и политологических проблем.
Перед арабистами и, шире, исламоведами и религиоведами, открыто огромное исследовательское поле. России, непосредственно контактирующей с центральноазиатской и ближневосточной частями исламского мира, предстоит ещё осмыслить богатейшее наследие исламского мира. Классическая арабо-мусульманская философская мысль освоена весьма фрагментарно, не говоря уже о фикхе. Слабо известна реформаторская мысль XIX-XX веков – и даже Коран при нынешнем состоянии российского востоковедения мог бы быть изучен существенно лучше.
Судя по всему, исламоведческие и религиоведческие научные мероприятия в г. Ростове-на-Дону будут проходить на постоянной основе: о планировании тематического регулярного семинара недавно заявил Донской государственный технический университет. Остаётся только пожелать успеха настоящим и будущим их участникам.

Всеволод Золотухин