01-02 декабря 2016 года в рамках традиционной ежегодной богословской конференции ПСТГУ состоялась II научно-практическая конференция «Психология религии: от истории – к теории и практике», организованная Научным центром Современной западной психологии религии ПСТГУ совместно с кафедрой Философии религии и религиозных аспектов культуры БФ при поддержке гранта Российского научного фонда (№14-18-03771).
Конференцию открыли приветственные слова проректора по международной работе проф.-прот. Георгия Ореханова и проф. Константина Михайловича Антонова, заведующего кафедрой ФРиРАК. Константин Михайлович подчеркнул в своем вступительном слове важность психологии религии как комплексной дисциплины как для религиоведения, так и для психологии.
Пленарное заседание было представлено двумя докладами. Первым выступал доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии развития и возрастной психологии Курганского государственного университета Чумаков Михаил Владиславович с сообщением на тему «Принцип исключения трансцендентного в психологии религии», в котором докладчик отметил, что разрабатываемая в соответствии с принципом исключения трансцендентного, не вступает в конфронтацию с иными вариантами этой дисциплины, например с пастырской психологией.
Следующим был доклад доктора философских наук, профессор кафедры философии, психологии и социально-гуманитарных дисциплин ФГКОУ ВО «Восточно-Сибирский институт МВД России» (Иркутск) Смирнова Алексея Евгеньевича, который он посвятил проблеме создания онтологии религиозного обращения. Ключевые тезисы этой онтологии таковы. 1) Субъект религиозного обращения предстает как двойной. С одной стороны, как ставший (обладающий именем, памятью, историей, идентичностью). С другой — как открытый, переживающий становление. 2) Становление немыслимо, принципиально неочевидно.
После пленарной части началась работа секций. Первая «Теоретические и прикладные аспекты эмпирических исследований» была посвящена эмпирическим исследованиям в психологии религии. На ней выступили М.В. Чумаков (Курган), О.И. Прокушенкова (Москва), А.М. Двойнин (Москва), Е.Н. Медведева (Саратов), И.С, Буланова (Волгоград), Т.В. Малевич (Москва), ЕС. Романовой (Москва), О.С. Павловой (Москва), Л.А. Борисова (Москва) Были представлены результаты исследования, поставлены сложные методологические вопросы. Так, Ирина Сергеевна Буланова в своем докладе указала, что в социальной психологии, вне зависимости от теории социальных норм (в рамках теории социализации, теории групповой идентичности, теории рационального выбора и др.), они понимаются как конструкты, которые опосредуют и стабилизируют отношения индивидов в обществе. С этой точки зрения следование социальным нормам с необходимостью приводит к адаптивному социальному поведению. Однако в ситуации межконфессионального взаимодействия можно наблюдать парадоксальное влияние высокого уровня религиозной нормативности на дезадаптацию верующего в межконфессиональной среде. Ольга Игоревна Прокушенкова обратилась к проблеме разработки результирующей шкалы в опросниках религиозности. Для прояснения этих вопросов предлагается обратиться к опыту православной аскетики (Исихазму), детально описывающему психологические особенности личности на разных этапах религиозного пути. Каждому этапу соответствует определенная психологическая модель личности: «человек – земной обыватель» (потенциальная религиозность), «человек смятенный» (первичная религиозность), «человек, обращенный и покаявшийся» (этап «очищения»), «человек-борец со страстями и стяжатель добродетели» (этап «просвещения»), «святой человек» (этап «обожения», соответствующий высшей религиозности). Каждой психологической модели личности – определенные ценностно-смысловые ориентации, мотивы поведения, способность (неспособность) ориентироваться на голос совести в ситуации нравственного выбора, отношение к смерти, к проблемам и трудностям жизни, к себе, к окружающим, уровень самоконтроля, степень наработки состояния безмолвия и покоя, способность сохранять его в ситуации неопределенности и кризиса. Выделенные критерии были использованы при составлении опросника для оценки качества индивидуальной религиозности – степени причастности личности к Божественному, глубины восстановления связи личности с Высшим. Как эти критерии проявили себя в исследовании будет показано на примерах. На второй секции «Социально-психологические и социологические исследования» выступили Г.Е. Исаев (Москва), К.Ю. Петрова (Саратов), Е.Ю. Кнорре, Д.А, Ченцова (Москва). Секция была посвящена теоретическим исследованиям в психологии религии. Так, например, преподаватель кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (Москва) Кнорре Елена Юрьевна сделала доклад о ключевом сюжете биографии М. Пришвина — движение от «революции» к себе, этот путь писатель осмысляет как переворот от теоретического восприятия мира к психологическому, освобождение сердца «для любви к миру в его подробностях». Петрова Кристина Юрьевна говорила в своем докладе о выделении особого подтипа «лоскутной» религиозности, условно обозначенного как «слоевая» религиозность. Потребность в подобного рода демаркации обоснованна тем фактом, что особенности религиозного сознания, сформированного посредством синтеза различных верований во многом заданы не только характеристиками данных верований, но и порядком их усвоения в ходе религиозной социализации.
После перерыва первый рабочий день конференции продолжился круглым столом «Современная западная психология религии: адаптация в российском контексте». В рамках круглого стола сотрудники Центра психологии религии БФ ПСТГУ рассказали об идее и истории проекта, поддержанного Российским научным фондом. Были представлены: основные направления исследований; исторические реконструкции, теоретические обобщения, эмпирические и экспериментальные исследования; опубликованные и готовящиеся к публикации издания Центра.
Завершился первый рабочий день презентациями четвертого тома коллективной монографии “MAGNUM IGNOTUM”, посвященного психологии религии и психоанализу и журнала «Религиоведческие исследования», №2, 2016 года.
Второй рабочий день конференции был посвящен истории психологии религии. Давид Соломонович Дамте (Москва) рассказал о взглядах Г.И. Челпанова: связь его общей психологической теории с подходом к анализу религии, подробно обсуждая проблемы религиозных чувств (уверенность, надежда, благодарность и преданность) и психологических функций религии, а также рассматривая его взгляды на развитие религиозных представлений (анимизм – генотеизм – политеизм – монотеизм). Всеволод Валерьевич Золотухин (Ростов-на-Дону) об учении о религиозном чувстве представителя т.н. спекулятивного теизма и один учителей Фридриха Макса Мюллера — Христиана Германа Вайссе. Максим Михалович Базылев (Москва) выступилс докладом о значениию тела в практике «Духовных Упражнений», составленных основателем «Общества Иисуса» Игнатием Лойолой. Выступили так же К.М. Антонов (Москва), Т.А. Фолиева (Москва), П.Н. Костылев (Моква), Д.В. Соколов (Москва).
По окончании каждого доклада участники продолжали обсуждение в рамках дискуссии, на которую часто не хватало времени. Это показало заинтересованность российского религиоведческого сообщества в вопросах психологии религии, как в теоретических, так и в прикладных её аспектах.