Соотношение религиоведения и теологии

Уважаемые коллеги!

В научном сообществе вообще и в религиоведческом сообществе в особенности продолжаются дискуссии о научном статусе теологии. К сожалению, эти дискуссии не всегда ведутся в конструктивном ключе, что не способствует развитию гуманитарного знания и создает бесперспективное напряжение между сторонниками различных подходов. Исполнительный комитет Русского религиоведческого общества и ряд членов Общества представляет вниманию специалистов и общественности семь тезисов о соотношении религиоведения и теологии; мы полагаем, что их публикация сможет поспособствовать возвращению этой дискуссии в конструктивное русло.

Тезисы о соотношении религиоведения и теологии будут также представлены на VI Международной научно-практической конференции «Религия и коммуникация» в Минске (Республика Беларусь) 18–20 апреля 2019 года, запланирован и круглый стол в Москве, посвященный обсуждению этой проблематики.

Просим вас ознакомиться с документом и, при желании, подписать его.

Ваши реакции в порядке обсуждения предлагаем направлять на официальный адрес Общества – info@rro.org.ru; мы ответим на каждое Ваше письмо.

1. Становление теологии в качестве направления подготовки высшего образования и научной специальности вызывало и продолжает вызывать противоречивые реакции научного, в том числе религиоведческого сообщества в нашей стране. Незатихающие дискуссии по вопросу соотношения религиоведения и теологии делают необходимым содержательное высказывание по этой проблеме.

2. Термином «теология» зачастую обозначают:

(а) вероучение той или иной конфессии;

(b) специфический тип мышления, представляющий собой саморефлексию конкретного конфессионального сообщества;

(c) связанный с ними комплекс академических дисциплин.

С нашей точки зрения, теология в последнем смысле (академическая теология) не является воспроизведением вероучения той или иной конфессии и не исчерпывается саморефлексией сообщества: ее претензия на научность соответствует мировому опыту гуманитарных исследований и она следует основным критериям научности, принятым в гуманитарных науках.

3. Религиоведение и академическая теология различаются направленностью своего познавательного интереса: теология всегда носит конкретно-конфессиональный характер, в то время как горизонт религиоведческого исследования — религия, как бы мы её не определяли, религиозные традиции в сравнительном контексте и всё многообразие религиозных явлений.

4. Тем не менее, академическая теология и религиоведение представляют собой системы тесно связанных друг с другом дисциплин, способствующих комплексному пониманию всего многообразия религиозной жизни. Взаимоотношения между религиоведением и теологией должны строиться на основе принципов диалога – хотя этот диалог может быть и конструктивно-критическим.

5. Академическое изучение религии, в каких бы форматах оно ни проводилось, не подразумевает наличия мировоззренчески или институционально обусловленных предпосылок и «точек зрения», обязательных для исследователя и его аудитории. И теология, и религиоведение в равной степени основаны на идее академической свободы и потому должны быть независимы от идеологического диктата, политической конъюнктуры и административного содержательного контроля с любой стороны.

6. При соблюдении этих условий религиоведение и теология смогут сыграть важную роль в изучении религиозной ситуации в мире и в современной России, сохранении культурного наследия религиозных традиций народов России, профилактике рисков, конфликтов и угроз на религиозной почве, повышении уровня знаний граждан России о религии и религиозных культурах.

7. В свою очередь, результаты академического изучения религии (как теологического, так и религиоведческого) могут быть разумно использованы в образовательных и воспитательных практиках, сохранении религиозного многообразия и укреплении межрелигиозного мира.

Исполнительный комитет Общества:

Константин Антонов
Константин Гипп
Алексей Двойнин
Павел Костылев
Маргарита Шилкина

Члены Общества:

Марина Бигнова
Борис Двинянинов
Тинатин До Егито
Арье Коган
Мария Колмакова
Анатолий Лещинский
Игорь Малин
Ольга Прокушенкова
Сергей Саратовский
Алексей Смирнов
Раис Сулейманов

Соотношение религиоведения и теологии

1. Становление теологии в качестве направления подготовки высшего образования и научной специальности вызывало и продолжает вызывать противоречивые реакции научного, в том числе религиоведческого сообщества в нашей стране. Незатихающие дискуссии по вопросу соотношения религиоведения и теологии делают необходимым содержательное высказывание по этой проблеме.
2. Термином «теология» зачастую обозначают:
(а) вероучение той или иной конфессии;
(b) специфический тип мышления, представляющий собой саморефлексию конкретного конфессионального сообщества;
(c) связанный с ними комплекс академических дисциплин.
С нашей точки зрения, теология в последнем смысле (академическая теология) не является воспроизведением вероучения той или иной конфессии и не исчерпывается саморефлексией сообщества: ее претензия на научность соответствует мировому опыту гуманитарных исследований и она следует основным критериям научности, принятым в гуманитарных науках.
3. Религиоведение и академическая теология различаются направленностью своего познавательного интереса: теология всегда носит конкретно-конфессиональный характер, в то время как горизонт религиоведческого исследования — религия, как бы мы её не определяли, религиозные традиции в сравнительном контексте и всё многообразие религиозных явлений.
4. Тем не менее, академическая теология и религиоведение представляют собой системы тесно связанных друг с другом дисциплин, способствующих комплексному пониманию всего многообразия религиозной жизни. Взаимоотношения между религиоведением и теологией должны строиться на основе принципов диалога – хотя этот диалог может быть и конструктивно-критическим.
5. Академическое изучение религии, в каких бы форматах оно не проводилось, не подразумевает наличия мировоззренчески или институционально обусловленных предпосылок и «точек зрения», обязательных для исследователя и его аудитории. И теология, и религиоведение в равной степени основаны на идее академической свободы и потому должны быть независимы от идеологического диктата, политической конъюнктуры и административного содержательного контроля с любой стороны.
6. При соблюдении этих условий религиоведение и теология смогут сыграть важную роль в изучении религиозной ситуации в мире и в современной России, сохранении культурного наследия религиозных традиций народов России, профилактике рисков, конфликтов и угроз на религиозной почве, повышении уровня знаний граждан России о религии и религиозных культурах.
7. В свою очередь, результаты академического изучения религии (как теологического, так и религиоведческого) могут быть разумно использованы в образовательных и воспитательных практиках, сохранении религиозного многообразия и укреплении межрелигиозного мира.

**ВАША ПОДПИСЬ**

Поделиться с друзьями:

   

Последние подписи
6 Ольга Грива Симферополь Russia Заведующая кафедрой, профессор Май 10, 2019
5 Иван Мыздриков Москва Russia Клирик РПЦ МП, бакалавр теологии. Апр 18, 2019
4 Александр Иценко Барановичи Республика Беларусь Старший преподаватель, Барановичский государственный университет Апр 18, 2019
3 Артём Соловьев Казань Россия Апр 17, 2019
2 Сергей Козин СПб Россия Апр 17, 2019
1 Денис Сахарных Казань Russia Начальник отдела медиамониторинга ФГБОУ ВО «КНИТУ» Апр 17, 2019