22 и 23 октября проходили заседания Всероссийской конференции с международным участием «Исследования религии: прошлое, настоящее, будущее». Мероприятие было организовано Центром изучения религий РГГУ и кафедрой философии и религиоведения ПСТГУ, при организационной и информационной поддержке Русского религиоведческого общества. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой конференция проводилась полностью в дистанционном формате.

Работа конференции велась в двух параллелях, что позволило уместить в относительно небольшое время заседания восьми секций и одного круглого стола.

Всего в конференции в этом году принято участие 63 докладчика, представлявших 10 городов и 24 институции. В качестве слушателей к участникам конференции присоединилось еще порядка 40 человек.

В первый день работы конференции прошли заседания секций «Религия и культура (книги, кино, игры и не только)», «Количественные и качественные исследования религии», «Новые религиозные движения», а также состоялся круглый стол «Gender studies и современное религиоведение».

В первой половине дня 22 октября работали секции «Религия и культура…» и «Количественные и качественные исследования религии».

Секция «Религия и культура» собрала 12 докладчиков, представивших вузы Москвы (ПСТГУ, РГГУ, НИУ ВШЭ и др.), Санкт-Петербурга (СПбГУ), Иваново (ИГХТУ) и продемонстрировавших самый широкий подход к проблеме интерпретации религиозной темы в культуре. Исследователи затронули как исторические прецеденты, например, средневековую литургическую драму Ordo Virtutum Хильдегарды Бингенской (Жейдс Эльвира, СПбГУ) или ренессансную проблематику репрезентации власти в эпоху религиозных войн на примере французского портрета (Шаповалова Елена, РГГУ), так и более современные темы, будь то образный ряд Герарда Реве в литературе (Купченко Александр), Здислава Бексиньского (Буданова Дарья, ИГХТУ) в живописи или Сергея Эйзенштейна в кинематографе (До Егито Тинатин, ПСТГУ).  Тема кино рассматривалась также на примерах произведений массовой культуры последних лет. Так, анализировались мотивы чань-будизма в анимационной серии «Кун-фу Панда» (Портнова Анна, РГГУ), основные направления репрезентации христианских священников в британских ситкомах (Логинова Мария, РГГУ), мотив «слепого рока» во вселенной «Ведьмака» (Дворецкая Анастасия, ПСТГУ). В одном из докладов кинематограф также рассматривался в целом как явление массовой культуры «постсекулярного мира» и связанными с этим обстоятельством новыми подходами к использованию классических религиозных образов (Поздеева Александра, ПСбГУ).  Часть докладов была посвящена видеоиграм, активно использующим религиозные образы и сюжеты. Как японские видеоигры, на примере которых были показаны принципы заимствования разработчиками религиозных мотивов самых разных культур и религиозного синкретизма, а также адаптации «восточного» продукта для «западной» аудитории (Николаишин-Шищук Давид, НИУ ВШЭ), или конструирование оригинальной религиозной системы, как в случае с видеоигрой «Метро: Исход» (Мойжес Леонид, Институт Бизнеса и Дизайна B&D).  Один из докладов был посвящен театру и развитию в нем идей Гротовского, Арто, Брука. На примере постановок Владимира Клименко было продемонстрировано, как решаются в современном театре задачи получения особого опыта путем ухода от принципов классической театральной постановки и погружения зрителя (и самих артистов) в действие похожее на религиозный ритуал (Ежова Мария, РГГУ).

Все доклады вызвали живой отклик аудитории, численность которой (онлайн) на пике достигала 26 человек. По поводу отдельных тем возникали дискуссии. Основная часть докладчиков представила богатый иллюстративный материал, включая видео.

В секции «Количественные и качественные исследования религии» оказалась самой многочисленной – в ней было представлено 14 докладов. Тематически заседание включило в себя несколько блоков – подходы к анализу современной религиозности, влияние пандемии на религиозную жизнь, религии и медиа. Чабиева Тазила (ИЭА им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН / РГУ им. А.Н. Косыгина) представила особенности религиозной идентичности ингушской молодежи. Красильникова Мария (НИУ ВШЭ / ПСТГУ, Москва) на примере кейса о социальном признании мусульман в немусульманских обществах продемонстрировала оригинальный вариант инкорпорирования теории фреймов И. Гофмана в религиоведческие исследования. Айсин Камиль в своем докладе сконцентрировался на вопросах когнитивного религиоведения, в частности отметил, как возможно определение биологических детерминант религиозности на примере сравнительного изучения религиозности у людей с расстройствами психического развития. Петр Ткачев (РГГУ) проанализировал ряд юридических аспектов, имеющих место в контексте формирования гражданской религии в современной России. Фурманова Алима (ПСТГУ) рассказала о связи уровня религиозности и стилей лидерства руководителей. Доклад Юрченко Екатерин (ПСТГУ) был посвящен значению института крестного родства для разных категорий православных верующих. В выступлении Петровой Кристины (Саратовская православная духовная семинария) было представлено, как аскетические практики находят свое место в среде современных внеконфессиональных верующих. Ченцова Дарья (ПСТГУ/МГУ) рассазала о том, как элементы исихастской практики закрепляются в повседневной молитве в среде современных православных христиан, а также у представителей других конфессий и внеконфессиональных верующих. Микешин Игорь (Хельсинкский университет) продемонстрировал, как пандемия COVID-19 отразилась в повседневной жизни сообщества Евангельских христиан-баптистов на северо-западе России. Шишигина Мария (РГГУ) представила цифровые практики, сконструированные во время пандемии COVID-19 в иудейских реформистских сообществах в России. Коваленко Владимир (РАНХиГС) в своем докладе рассмотрел проблему диалога государства и конфессий на примере поздравлений в медиа с религиозными праздниками от имени государственных органов Северо-Западного федеральном округа. Кузьмина Елена (ОмГУ им Ф.М. Достоевского) рассказала о современных подходах к проблеме «цифровизации» религии. Богданова Ольга (МГУ им. М.В. Ломоносова / Николо-Угрешская православная духовная семинария) представила и охарактеризовала проблематику авторитетности в православных интернет-сообществах мирян. Немова Дарья (СГУ им. Н.Г. Чернышевского) отметила как на практике теории рационального выбора религии реализуют себя в сетевом пространстве, в частности, в социальных медиа.

Значительная часть докладчиков представила свои кейсы и полевые исследования. Всего в секции, вместе со слушателями, приняло участие более 40 человек.

Вечернее заседание включало в себя два мероприятия – секцию по НРД и круглый стол по гендерной проблематике в религиоведческих исследованиях.

В секции «Новые религиозные движения» прозвучали доклады, раскрывающие такие явления как появление новых движений (в частности, на примере вьетнамского синкретического культа, в центре которого оказывается французский бактериолог Александр Йерсен, рассмотренного Еленой Гордиенко), черты нью-эйджа (через призму феномена инструментальной коммуникации, изучаемого Александрой Поповой), коммодификацию эзотеризма (через представление карт Таро как артефакта, центра практики и образовательного проекта, прозвучавшее в докладе Кирилла Зорина), проблемы использования религиоведческой экспертизы в политическом противостоянии (в первую очередь через ряд кейсов, приведённых Дмитрием Дубровским). Большая часть выступавших представляла Центр изучения религий РГГУ.

Круглый стол «Gender studies и современное религиоведение» вобрал в себя три доклада, посвященных теме женского лидерства в отражении различных религиозных конфессий и движений. В докладе исследовательниц из Академии наук республики Татарстан Гибадуллиной Миляуши и Кусановой Динары шла речь о характерных чертах и тенденциях женского активизма в среде мусульманок Татарстана. Татьяна Крихтова (ПСТГУ) рассказа о женском лидерстве на примере конкретных неохаризматических общинах. Ксения Сергазина (РГГУ) представила интересный исследовательский взгляд на то, какими путями женское лидерство проявляло себя в общинах христоверов.

Во второй день конференции прошли также два параллельных заседания, в которых работали две философских секции и две секции по истории религии и религиоведения, а также секция, посвященная религии в городском пространстве.

Секция «Священное: между словом и переживанием (немецкая философская теология и русская религиозная мысль)» (организованная при поддержке гранта РФФИ, проект №21-011-44030 «Мышление бытия и вера Откровения: пути соотнесения в немецкоязычной протестантской теологии и русской религиозной философии ХХ века») была посвящена обсуждению разнообразных изводов феноменологии священного. Работу секции открыл доклад Максима Пылаева (РГГУ/ПСТГУ), в котором на примере работ Г. Меншинга и П. Евдокимова были продемонстрированы различия между протестантской (нововременной) и православной (антично-средневековой) трактовками священного и культа. Следующее выступление Светланы Коначевой (РГГУ) было посвящено влиянию онтологии Хайдеггера на теологию П. Тиллиха и предложенной последним особой модели богословской реакции на философские вопрошания. Надежда Коренева (ПСТГУ) проследила в своем докладе рецепцию идей Шлейермахера в русском академическом богословии и светской философии, на основе чего были сделаны выводы о главных формах и закономерностях восприятия идей немецкого теолога «на русской почве». Три следующих доклада составили раздел секции, посвященный обсуждению центрального религиозно-философского труда С.Л. Франка – «Непостижимое». Константин Антонов (ПСТГУ) сосредоточился на вопросе о влиянии концепции нуминозного Р. Отто не только на рассуждения Франка о святыне, но и на всю его концепцию антиномистического монодуализма. Александр Кольцов (ПСТГУ) проследил линии сопоставимости «Непостижимого» с немецкой феноменологической философией. Монахиня Екатерина (Парунян) (Ярославская епархия/ПСТГУ) представила обзор учения Франка о священном не только в «Непостижимом», но и в других сочинениях философа.

Все доклады сопровождались содержательными дискуссиями, в завершение работы секции состоялось краткое обсуждение ее итогов. В результате работы секции удалось представить разнообразие философско-теологических подходов к религии и священному, предложенных немецкими и русскими авторами, а также обсудить некоторые аспекты их взаимной рецепции.

Всего вместе со слушателями в секции принято участие 14 чкеловек.

На заседании секции «Философия религии и религиозная философия» выступили 7 докладчиков. Открывавший секцию доклад Тихона Спирина (ВолГУ) был посвящен проблемам применения принципов символической интерпретации, разработанных П. Рикером к герменевтике священных текстов авраамических религий. В докладе Екатерины Хитрук (Томский государственный университет) современная дискуссия представителей теизма и натурализма в англо-американской аналитической философии была представлена на примере обсуждения мысленного эксперимента «смерть Фреда» в полемике Д. Деннета и А. Плантинги. Проблематика аналитической философии религии и сознания обсуждалась и в докладе Михаила Базлева (МИФИ) «»Созданный по образу и подобию». Природа человека и природа искусственного интеллекта, в дискурсе проблем этики и понимания». В дальнейшем докладчики перешли к обсуждению проблем истории религиозной философии и философии религии в России. Отношение В.В. Розанова к Л.Н. Толстому в докладе Дмитрия Румянцева (ПСТГУ) анализировалось в рамках модели отношения юродивого к царю в русской средневековой традиции. Данила Венгура (СПбГУ) представил соотношение монизма и дуализма как определяющих тенденций в формировании религиозной мысли Н.А. Бердяева. Татьяна Серопегина (ПСТГУ) предложила свой анализ понятия «вера» в философии религии Л. Шестова. В завершение заседания Артем Соловьев (К(П)ФУ) в докладе «Способы говорения в русской религиозной философии XIX – нач. ХХ вв. в контексте феномена «конверсии»: «обращенные» vs «аборигены»» предложил модель, объясняющую специфические формы взаимодействия и взаимного отчуждения представителей «светской» и  духовно-академической философии в России.

Всего в работе секции в разные ее периоды принимало участие до 18 человек.

Секция «История религии» открылась докладом Алексея Гунского (Институт Восточной Культуры, Самара), посвященным творчеству одного из первых европейских буддологов – Эжена Бюрнуфа (1801-1852). В докладе Дорожкиной Екатерины (РГГУ) разбирался кейс обожествления Антиноя (фаворит римского императора Адриана) и реакция на него в среде христианских апологетов. Доклад Сгонновой Александры (ПСТГУ) был посвящен соотношению иудейских концептов «Сын Божий» и «Сын Человеческий» в свете их прочтении в контексте военной и судебной функции власти израильского царя и мессии. В докладе Анашкина Антона (ПСТГУ) рассказывалось об особенностях народной религиозности Византии первой трети XV века: веру в вампиров и призраков, ворожбу и видения, магическую силу оберегов. Нофал Фарис (Ин-т философии РАН) раскрыл перед слушателями тонкости влияния персидской исламской иллюминационной мистики (ишракизм) на самаритянское богословие XVIII века. Редькова Ирина (ПСТГУ) представила антропологическо-урбанистическое прочтение образов Иерусалима и Вавилона и способы их использования в экзегетическом творчестве регулярных каноников Сен-Викторской школы XII века. Доклад Харитоновой Юлии (ПСТГУ/РГГУ) презентовал использование авторского метода мифо-ритуальной контекстуализации на примере религиозной эпиграфики римской Малой Азии. В докладе Лескина Петра (Перервинская духовная семинария / ОЦАД) рассматривалась история формирования Устава Православной Церкви в Америке на протяжении XX – начала XXI века. Доклад Раздъяконова Владислава (РГГУ) был посвящен рассмотрению космогонических учений и мифов русских спиритуалистов второй половины XIX – начала ХX века. В докладе Егоровой Дарьи (ПСТГУ) был представлен свежий кейс возникновения на Ямале неошаманистских школ, вызванный кризисом местной шаманской традиции среди ненцев. В финале секции прозвучал доклад Чистякова Петра (РГГУ) акцентирующий внимание на влиянии петровской «реформы благочестия» на отношение к привесам у православных икон.

Участие в работе секции приняло 23 человека (из них – 11 докладчиков).

Небольшая по числу участников, но от этого не менее интересная секция «Религия в пространстве города» представила на суд слушателей такие темы как памятники, саркализация, сиволическое пространство,

Подивилова Екатерина (НИУ ВШЭ СПб) посвятила свое выступление историческому образу апостола Петра в Санкт-Петербурге первой четверти XVIII века. Санкт-Петербург был представлен в докладе как семиотическая система, как особый «городской текст», было уделено внимание проблеме мифологизации в рамках городского пространства Петербурга. Радченко Дарья (РАНХиГС) рассказала, как массовая установка современных памятников православным святым меняет коммеморативный ландшафт постсоветских городов и на примере богатого иллюстративного материала продемонстрировала возможные схемы того, как памятники вписываются в городскую среду и как происходит взаимодействие данных памятников с людьми и пространствами конкретных городов.

Завершающим конференцию стало заседании секции «История российского и зарубежного религиоведения». Первым прозвучал доклад Холопова Ильи (РХГА), посвященный взаимоотношениям между теоретическими построениями когнитивных религиоведов и сторонников так называемого «нового анимизма». В докладе Сажина Бориса обсуждалась проблема народных религиозных движений XIX века в том виде, в котором она находила свое отражение в идеологии народничества (1870-1880-е гг.). Доклад Фолиевой Татьяны (ПСТГУ) пролил свет на тернистый путь формирования системы антирелигиозного образования в СССР в 30-е гг. ХХ века. В финале секции прозвучал доклад Колмаковой Марии (РГПУ им. А.И. Герцена), посвященный специфике работы с научной библиографией религиоведческих изданий 70-80 гг. ХХ века. Участников работы секции – 13 человек.

Модераторы секций, подводя итоги конференции, положительно оценили как уровень прозвучавших докладов, так и интерес к поднятым темам со стороны аудитории и оживленность обсуждений. Конечно, далеко не все можно успеть уложить в скромные 20 минут, отводившиеся на каждый доклад, в связи с чем поступило предложение на следующей конференции это время увеличить.

Но о этом мы подумаем ближе к следующему году. А пока мы готовы анонсировать только само время следующей конференции – это будет весна 2020 года (мы вернемся к «традиционному формату» весенней религиоведческой конференции), вероятнее всего, конец мая. Следите за анонсами в социальных сетях и читайте нашу рассылку.

От имени оргкомитета конференции благодарим всех участников, модераторов и слушателей и ждем новых встреч на наших мероприятиях.

Больше кадров мероприятия можно посмотреть на странице РРО в FB (@rrorf).

Программа и аннотации докладов конференции размещены здесь: https://rro.org.ru/2021/06/religosen/