28 февраля в 15:00 состоится очередное заседание семинара РРО.

С докладом выступит Константин Михайлович Антонов. Оппонентом станет президент РРО Всеволод Валерьевич Золотухин. К дискуссии приглашаются все желающие.

Семинар пройдет очно на кафедре философии и религиоведения ПСТГУ (Лихов пер., д.6), также будет вестись трансляция онлайн.

Для регистрации необходимо до 27 февраля заполнить форму по ссылке: https://forms.gle/nPfmi5epR56pZqZt9

Почему религиоведение и теология не являются взаимозаменимыми дисциплинами? Тезисы

К.М. Антонов

Междисциплинарная война религиоведов и теологов, в России начавшаяся в 90-е годы XX века (а в мировой науке – гораздо раньше), не окончена, ее причины не продуманы, мир не заключен.

Эта война ведет к падению престижа научного знания о религии, что связано с характером аргументации сторон: самоуверенно рациональная аргументация, предъявляемая религиоведами, скорее отталкивает потенциального потребителя такого знания, «патриотическая» аргументация теологов «выигрывает» за счет меньшей рациональности, иными словами, за счет их согласия на более низкий статус и меньшую степень автономии научного знания.

Выход из этой ситуации можно видеть в отказе от противостояния, совместной работе с управленцами, налаживании эффективного взаимодействия. Возможно ли это? Представляется, что для этого нужно четкое размежевание (и при этом соотнесение) полей исследования и систем подготовки.

Абстрактное разграничение: теология нацелена на познание нормативного элемента в одной конкретной религиозной традиции, религиоведение – на познание всего реального многообразия религиозных традиций и явлений – важно, но недостаточно. Оно нуждается в более конкретной реализации через разграничение систем подготовки, областей исследования, внутренней специализации, областей профессиональной деятельности, дисциплинарных традиций.

Бросающееся в глаза различие систем подготовки (очевидное, если положить перед глазами 2 типичных учебных плана) определяется большим набором факторов, среди которых: различие субдисциплинарной систематики, различие областей исследования, дисциплинарных традиций, и, главным образом, функционала. Остановимся на последнем.

Можно различать основную и дополнительные функции каждой из дисциплин:

Основные. Теология: то, что Церковь хочет знать о себе как сообществе спасения. Религиоведение: то, что общество хочет знать о религии, как факторе беспокойства

Дополнительные. Религиоведение нужно Церкви (и другим религиозным сообществам) — поскольку реальная религиозная жизнь членов Церкви отличается от нормативной, поскольку Церковь существует в контексте многообразия религиозной жизни, которое вызывает у священноначалия и членов Церкви обоснованное беспокойство. Теология нужна обществу – поскольку Церковь является важнейшим религиозным институтом и именно теология призвана транслировать в общество ее самопонимание и обосновывать его. Диалог Церкви и общества – это в значительной степени диалог теологов и религиоведов, межрелигиозный диалог в обществе – это диалог теологов, в котором религиоведы участвуют не только как посредники, но и как одна из сторон.

Этот расклад требует не просто отказа от идеи взаимозаменяемости двух дисциплин, точнее – двух смежных научных областей, он налагает, как мне кажется, на их участников определенные ограничения. А именно, при взаимном выяснении отношений (которое является необходимой составляющей частью их жизни) им следует избегать аргументов, в которых эта идея в явном или скрытом, актуальном или потенциальном виде, предполагается.