Михельсон Ольга Константиновна, кандидат философских наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета

Религия и популярная культура: точки пересечения

Лекция посвящена анализу взаимосвязей религии и популярной культуры, из взаимопроникновению и влиянию в контексте современного постсекулярного общества. В результате можно выделить следующие ключевые моменты. Представляется, что, во-первых, различные религиозные институции могут использовать произведения популярной культуры (в частности, популярную музыку или кинофильмы) для продвижения и актуализации религиозных концептов и в целях религиозного просветительства. Во-вторых, музыканты, писатели, режиссеры и другие авторы в своих творениях выражают как собственные религиозные поиски. Безусловно, религиозные идеи и символизм привлекательны для художников. С одной стороны, религия «горячая тема» и всегда притягивает внимание. С другой, в произведениях популярной культуры отражаются экзистенциальные искания их авторов. Наконец, религия богата семиотически – благодаря своей емкости и узнаваемости религиозные знаки и образы способны быстро передать сложный концепт, стоящий за ними и узнаваемый для зрителя, читателя или слушателя. В-третьих, произведения популярной культуры, поднимая и отражая те или иные религиозные вопросы, отвечают на вызовы современной общественной, культурной и религиозной повестки, причем не просто ее иллюстрируя, но и активно ее формируя и трансформируя. В-четвертых, популярная культура не просто как лакмусовая бумажка демонстрирует нам современные религиозные процессы и в какой-то мере их усиливает, но и порождает новые формы религиозности, такие как вымышленные религии, которые, подчас перерастают в новые религиозные движения.

Двойнин Алексей Михайлович, кандидат психологических наук, доцент, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

«Религиозные психологические орудия»: ментальные репрезентации ада и рая у православных верующих

С позиции культурно-исторического подхода в психологии, религию можно рассматривать как особую систему знаково-символических средств, при помощи которых человек овладевает жизненными процессами и поведением. Религиозные образы/понятия ада и рая являются одними из подобных психологических средств («орудий»). Каково содержание ментальных репрезентаций ада и рая у православных верующих? Есть ли формальные различия в данных репрезентациях и, если да, то какова психологическая значимость этих различий? Об этом повествует настоящая лекция.