7-9 октября 2016 года в городе Владимире, во Владимирском государственном университете имени А.Г. и Н.Г. Столетовых состоялся третий конгресс российских исследователей религии «Академическое исследование и концептуализация религии в ХХI в.: традиции и новые вызовы», проведенный ВлГУ при поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Ассоциации российских религиоведческих центров. Конгресс собрал множество исследователей: в программе около 350 докладов. Очно поучаствовать смогли не все, но все равно с более чем сотней гостей конгресс получился представительным. Уже опубликован сборник материалов со всеми докладами. Работа шла интенсивно, множество тем потенциально дискуссионных переносились в кулуары, так как времени не хватало.

Отметим участие иностранных коллег в пленарном заседании, на котором помимо И.Н. Яблокова и М.М. Шахнович выступили Тим Йенсен, исполнительный секретарь Между народной ассоциации историков религии и глава отделения религиоведения в университете Южной Дании, и Андреас Нейринг, профессор университета Эрлангена в Нюрнберге. Если доклады российских участников заседания были посвящены теоретическим и историческим вопросам существования академического изучения религии, то Тим Йенсен предложил свой взгляд на преподавание знаний о религии в школе, а Андреас Нейринг на кейсе буддизма в Мьянме предложил свой подход к изучению эволюции религии.

Полная программа Конгресса доступна по ссылке. По ней можно сделать вывод о разнообразии религиоведческих исследований в России, а также о наличии если не сформировавшихся, то во всяком случае намечающихся контуров научных школ (например, секция под руководством М.М. Шахнович, собравшая представителей СПбГУ, была посвящена обсуждению истории российского религиоведения. Также были секции, посвященные методологическим и теоретическим проблемам религиоведения (руководитель – И.Н. Яблоков, здесь были собраны доклады, посвященные базовым понятиям и истории философии религии); истории религии (озаглавленная в программе как «Анализ историко-культурного измерения религии как преемственности и изменения»), антропологии религии (под руководством А.П. Забияко), психологии религии (под руководством президента РРО К.М. Антонова и члена исполнительного комитета А.М. Двойнина), социологии религии (в осном, измерению религиозности), свободе совести и государственно-религиозным отношениям (под руководством Е.С. Элбакян и В.В. Шмидта), этнорелигиозной идентичнсти,религиозному и религиоведческому образованию, истории религиоведения (руководитель В.В. Барашков), анализу религиозных текстов, иудео-христианским отношениям, гендерным исследованиям («Женщина и религия в современной культуре»), взаимодействию религии и науки, визуальной антропологии, академическому изучению эзотеризма (секцию проводила Ассоциация эзотеризма и мистицизма, руководил ей С.А. Панин), религии и масс-медиа. Надо отметить, что часть секций была столь немногочисленна, что их объединяли, что порой разрушало концептуальное единство, другие же секции, напротив, были столь многочисленны, что их участникам не хватало времени не только на дискуссию, но и на доклады.

Несмотря на подобные накладки, неизбежные для мероприятий такого масштаба, все участники отмечали высокий уровень организации конгресса. Следующий конгресс состоится в 2018 году в Москве, как сообщила на пленарном заседании М.М. Шахнович.