20-22 апреля 2017 года в Минске состоялась V Международная научно-практическая конференция «Религия и история». За время подготовки этого мероприятия было получено более 200 заявок на участие, из которых конкурсный отбор и рецензирование прошли и были утверждены Оргкомитетом около 170 докладов. Рабочими языками конференции были русский и английский, а также немецкий с синхронным переводом.
В работе конференции приняли участие более 170 ученых из 14 стран: Беларуси, Польши, России, Украины, Германии, Эстонии, Чехии, Румынии, Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана и др. С докладами выступили четыре специально приглашенных профессора из Халле-Виттенбергского университета им. Мартина Лютера (Германия).
В ходе работы первого дня конференции была организована прямая трансляция пленарного заседания на YouTube канале.
На открытии конференции с приветственными словами выступили первый проректор Института теологии протоиерей Олег Голубев; первый проректор Минской духовной академии иерей Владимир Долгополов; декан факультета философии и социальных наук БГУ В.Ф.Гигин; декан исторического факультета БГУ А.Г.Кохановский; профессор теологического факультета Халле-Виттенбергского университета им. Мартина Лютера Е.-И.Вашке; представитель Архиепископа Евангелическо-Лютеранской Церкви России и СНГ в Беларуси пастор В.Татарников; доктор философских наук, заведующий кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета К.М.Антонов, председатель МОО «Христианский образовательный центр им. свв. Мефодия и Кирилла» иерей Святослав Рогальский и другие.
Пленарное заседание конференции прошло в четыре этапа и завершилось презентацией печатных изданий. В рамках пленарного заседания были заслушаны следующие доклады участников:
Шорх Стефан (Schorch Stefan) (Халле, Германия)
Протестантская библейская герменевтика в современных немецких церквях (Protestantische Bibelhermeneutik in den deutschen Kirchen heute);
Данилов Андрей Владиленович (Минск, Беларусь)
Христианская вера и духовный кризис XX века: поиск ответа православной и протестантской теологией;
Смирнов Михаил Юрьевич (Санкт-Петербург, Россия)
Объект и субъект религиоведения — транзит из истории в современность;
Костылев Павел Николаевич (Москва, Россия)
Аисторизм в религиоведении: истории тенденций и перспективы;
Островская Елена Александровна (Санкт-Петербург, Россия)
«Левиафан» в свете социологии религии;
Антонов Константин Михайлович (Москва, Россия)
Изучение религии в русской религиозной мысли: психологические аспекты;
Халиков Руслан Халикович (Киев, Украина)
Характерные черты контрсекулярной религиозности.
На презентации печатных изданий, прошедшей по окончании пленарного заседания, ответственный секретарь редакционной коллегии научного журнала «Религиоведческие исследования» Ксения Колкунова представила последний номер журнала «Священное: понятие и феномен», посвященный 100-летнему юбилею выхода знаменитого труда Рудольфа Отто «Священное». Также белорусским поэтом и переводчиком Игорем Куликовым была сделана презентация его перевода с санскрита первой мандалы «Ригведы» на белорусский язык. Далее были представлены различные издания Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, альманах Свято-Филаретовского института «Свет Христов просвещает всех», издаваемый Молодежной ассоциацией религиоведов (Украина) журнал «Религиоведческие очерки» и др.
В рамках работы конференции были реализованы следующие секции, в работе которых отразился междисциплинарный характер религиоведения:
Специальная секция к 500-летию Реформации: «Протестантизм в истории европейской культуры»,
Круглый стол «Философские метаморфозы православной и протестантской теологии»,
История религии,
Культурология религии,
Социология религии,
История религиоведения,
Нетрадиционная религиозность в исторической перспективе,
Антропология религии,
Философия религии,
Психология религии,
Феноменология религии.
Работа секций и панелей конференции проходила во второй и третий дни конференции (21-22 апреля).
Так как в 2017 году во всем мире отмечается 500-летие Реформации – данному событию на конференции была посвящена специальная секция «Протестантизм в истории европейской культуры», которая завершилась круглым столом на тему «Философские метаморфозы православной и протестантской теологии». Модератором секции и круглого стола выступил кандидат философских наук протоиерей Сергий Мовсесян. В работе пленарного заседания, указанной секции и круглого стола принимали участие представители лютеран Беларуси Владимир Татарников, Ольга Штокман и Евгений Абакумов. В докладах, заслушанных на данной секции и круглом столе, раскрывались различные аспекты присутствия лютеранского наследия в истории европейской культуры: юридический, философский, культурологический. Особый интерес вызвало обсуждение современных судеб христианского богословия, проблемы которого во многом порождены в контексте европейской протестантской теологии.
Секция «История религии» была разделена на шесть тематических панелей: «Религии древнего мира и античности. Национальные религиозные традиции», «Междисциплинарные проблемы истории религии», «Христианство в средние века и новое время», «Исламоведческие исследования», «Религия между мифом и историей» и «Современное христианство». Работа всей секции проходила в аудиториях Исторического факультета БГУ в течение второго дня конференции – 21 апреля.
Модератором панели «Религии Древнего мира и античности. Национальные религиозные традиции» был кандидат исторических наук П.Д.Ленков (РГПУ им. А.И.Герцена). В работе секции приняли участие исследователи из Минска, Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Баку, Еревана. Часть докладов была посвящена дохристианским верованиям народов, принявших христианство, и доисламским верованиям народов, принявших ислам. Были заслушаны доклады о доисламских верованиях в Азербайджане (М.Т.Пашаева, АГЭУ, ИАЭ НАН Азербайджана), об особенностях культа солнца в древней Армении (П.А.Барсегян, ЕГУ), о концепции судьбы в скандинавской языческой традиции (А.И.Рома, КНУ им. Тараса Шевченка). Другая часть докладов была посвящена истории национальных религий: индуизма — доклад о значении инклюзивистских структур в мифологическом образе Парашурамы (А.С.Иванова, ПСТГУ), зороастризма — доклад о содержании реформы Заратуштры (А.С.Миксюк, АУПРБ), даосизма — о покаянии и исповеди в позднем даосизме школы Цюаньчжэнь (П.Д.Ленков, РГПУ им. А.И.Герцена). Еще один доклад был посвящен античным критикам христианства, в частности Цельсу (Л.В.Шнайдер, МГУ имени М.В.Ломоносова). Все доклады вызвали значительный интерес аудитории, слушатели задавали докладчикам вопросы, которых было бы еще больше, если бы не лимит времени.
Модератором панелей «Междисциплинарные проблемы истории религии» и «Исламоведческие исследования» выступил П.Н.Костылев, старший преподаватель кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.
На панели посвященной междисциплинарным проблемам истории религии было сделано пять докладов. Интересной презентацией о религиозном ландшафте Екатеринбурга поделился Дмитрий Бахарев (Екатеринбург, Россия), ему сродни стал совместный доклад Адалят Абдиевой и Шукюфы Джабаровой (Баку, Азербайджан), посвященный, в свою очередь, поликонфессиональному Азербайджану. Проблема конструирования надрелигиозной национальной идентичности в Египте стала предметом исследования Германа Крылова (Москва, Россия). Синкретический культ Шивы-Будды в средневековой Индонезии, о котором рассказал Сергей Чистяков (Кострома, Россия) и сравнение католицизма и религиозной системы «Игры Престолов», с которым выступил Максим Тимошков (Москва, Россия), тематически завершили работу этой предельно междисциплинарной панели.
Панель, посвященная исламоведческим исследованиям, включала 6 докладов. Павел Костылев (Москва, Россия) прочитал доклад о сложных антропологических контекстах в Коране, прот. Александр Пронин (Минск, Беларусь) поделился опытом систематического описания исламского мистицизма. Вероника Цибенко (Ростов-на-Дону, Россия) рассказала о процессах тюркизации ислама в Турции, Ислам Течиев (Симферополь, Республика Крым) представил сообщение о роли алавизма в Гражданской войне в Сирии. Последние доклады секции образовали тематический блок: Ирина Сынкова (Минск, Беларусь) представила исследование библейского текста в одном из китабов, написанных на польско-белорусской мешанке, в то время как Анна Ксьонжек (Краков, Польша) поделилась интересными данными по истории татарской общины в Польше.
Работу секции «Культурология религии» можно условно разделить на две части. Доклады в первой части секции касались проблемы символической, визуальной и медийной интерпретации религии в ее историческом аспекте и современной ситуации.
Александра Топорова, к примеру, говорила о символике дерева в литературе и иконографии ранних христиан, Василий Непряхин посвятил свой доклад термину «полемика» в описании духовных споров XVII века, Игорь Крупник рассмотрел проблему танатологии и ее репрезентацию в современных социальных сетях.
Во второй части секции были представлены доклады, посвященные проблеме отображения религии в современной популярной и телевизионной культуре. Павел Носачев рассматривал взаимосвязь оккультизма и рока, Ирина Каплан, Ольга Муха и Адам Добжински анализировали специфику представления религии в телевизионных сериалах. Два завершающих доклада этой части секции – Виктории Кришмарел и Ирины Ивановой — были связаны с проблемой религиозного образования. Третья заключительная сессия секции «Культурология религии» была посвящена общекультурным вопросам: проблеме социально-экономического учения в христианстве (Константин Голубев, Анатолий Погасий, Марина Казимирук); особенностям взаимодействия экономических и культурных институтов в религии (Роман Артемов, Иван Забаев, Сергей Иванов).
Резюмируя итоги секции, можно констатировать большой интерес современных исследователей к визуальным и медийным проблемам в религиоведении – в современной ситуации религиозные аспекты культуры стали «звучать» совершенно по-новому, учитывая специфику их ретрансляции на телевидении и в сети Интернет, в особенности в социальных сетях. Это новое звучание требует особого понимания и прочтения исследователями. Результаты бурных секционных обсуждений убедительно доказывают, что тематика культурологического прочтения религии является особо актуальной и затребованной и находится в процессе создания собственной методологии, позволяющей более подробно анализировать процессы, происходящие с религией в современном мире. Всего на секции было заслушано 17 докладов из России, Украины, Кыргызстана и Беларуси.
Заседание секции «Социология религии» проходило в три периода в рамках одного дня – 21 апреля. Модераторами и идейными вдохновителями секции выступили С.Г.Карасева и Е.А.Островская. В секции приняли участие ученые из разных стран – Беларуси, России, Украины, Польши. Рабочим языком секции был русский язык. Заседание было разделено на три периода, каждый из которых увенчивался кофе-брейком со свободной дискуссией в кулуарах.
В первом периоде заседания прозвучали доклады, темы которых представляют собой новые для социологии религии развороты. Так, С.Г.Карасева поделилась промежуточными результатами коллективного долгосрочного проекта теоретической концептуализации многомерного социологического изучения феномена кроссконфессиональной религиозности. Отмечу, что в данном исследовании поставлена сложная задача принципиального обновления методологического репертуара социологии религии. Содоклад Е.И.Гришаевой и В.А.Шумковой был посвящен авторскому прочтению новой для социологии религии темы digital analysis: они представили анализ результатов проведенного дискурс-анализа православных СМИ в перспективе выявления ключевых ценностных паттернов и идеологем. Доклады Д.В.Брилева, Д.Чакон-Тральски, Б.Плишка сфокусировались на выявлении социокультурных инноваций в институциональном и организационном оформлении ислама локального и транснационального. Так, Д.В. Брилев поделился с коллегами своими первыми шагами в анализе транснациональной сети джамаата аль-Ахбаш; Д.Чакон-Тральски и Б.Плишка презентировали различные ракурсы исследования процессов конверсии в ислам на территории Польши. Принципиально отметить, что проведенные авторами докладов собственные исследования блогов, интернет сайтов и интернет СМИ позволил каждому из них сделать некоторые выводы, продвигающие вперед тематику социологии конверсии и самое исследования сообществ-конвертитов.
Во втором периоде секции прозвучали доклады, всецело посвященные количественным исследованиям православия, проводимым учеными-социологами Лаборатории «Социологии религии» ПСТГУ, – Е.В.Пруцковой, Е.А.Мелкумян, К.В.Маркина, Н.Н.Емельянова. Следует отметить, что доклады коллег из ПСТГУ как всегда отличались тщательно собранной эмпирической базой, надежно верифицированными выводами и богатейшим аналитическим материалом. Аудитория секции имела уникальную возможность познакомиться с новейшими разработками московских коллег, как в области прикладного анализа актуальнейших общественных проблем в сфере религиозного дискурса, так и в области социологического анализа религиозной повседневности россиян.
В третьем периоде секции были доклады по разнообразным актуальным направлениям социологии религии. В своем докладе А.Б.Алиева рассмотрела одну из острейших проблем – специфику теоретического, методологического и прикладного социологического исследования православия в РФ. В фокусе рассмотрения оказался тезис о парадоксальности российской социологии религии, которая казалось преимущественно сосредоточена на изучении православия, а меж тем изучено оно фрагментарно, обобщения по количественным исследованиям презентируют лишь кейсы. Не менее провокативным стал и доклад М.В.Шилкиной, наглядно продемонстрировавшей в своем анализе тот факт, что гражданские инициативы православных братств следует изучать как неотъемлемый сектор активности российского гражданского общества. Анализ различных аспектов проблемы религиозного фундаментализма лег в основу докладов Д.А.Головушкина и Г.А.Шутова. В.К.Борецкая представила доклад по религиозным установкам студенческой молодежи Гомельщины, причем сконцентрировалась на анализе влияния эти установок на повседневные практики юношества. Тематика пересечения дискурсов религиозной и семейной подсистем общества прозвучала в докладах Е.О.Беликовой и О.Н.Борисовой. Беликова поделилась с коллегами результатами своего долгосрочного биографического изучения религиозной идентичности в смешанных браках. Борисова продемонстрировала анализ результатов прикладного исследования сообществ православных многодетных матерей, сети связей, возникающих в их взаимодействии внутри приходов. Весьма интересными оказались и заключительные два доклада секции – Е.В.Родионовой и А.В.Тетерина. Родионова поделилась с коллегами своим анализом результатов телефонного опроса жителей Санкт-Петербурга в перспективе отождествления границ их религиозной и общественной толерантности, а также зон потенциальной напряженности. Тетерин ознакомил аудиторию с проводимым им исследованием практики европейских судов по вопросам права на свободу совести в контексте актуальных процессов модификации этнического и конфессионального ландшафтов Европейских государств.
Каждый из докладов длился 20-25 минут, после чего имела место дискуссия, как правило, пролонгированная кофе-брейками. В заключение заседания участники высказали свое коллективное одобрение результатами работы секции.
В рамках секции «История религиоведения» проходило три панели («Исследование религии в дореволюционной России», «Советское религиоведение», «Теории и подходы в истории религиоведения»), модерируемые киевским религиоведом О.С.Киселевым. Три доклада Дионисие Либони (Румыния), Натальи Кузнецовой и Бориса Сажина (Россия), Анны Маточкиной (Россия) были прочитаны в первой панели «Исследование религии в дореволюционной России». Хотя речь шла о совершенно разных исследовательских проектах, всех их объединял не чисто научный интерес, а преследование определенных идеологических целей: обслуживание интересов государства – поиск потенциальной опасности внутри и снаружи страны; поиск в религиозных группах образца для подражания всего российского общества; апологетические и миссионерские задачи. Три последующих доклада касались более идеологизированного периода – советского – в истории исследования религии, но в самих докладах речь шла не об этом. О развитии советской психологии религии, заимствование идей и текстов украинскими научными атеистами у российских коллег, а также случаи употребления слова «религиоведение» в академическом сообществе советской Украины на панели «Советское религиоведении» говорили соответственно Елена Орел (Россия), Анна Мария Басаури Зюзина (Украина) и Олег Киселев (Украина). Наконец, третья панель «Теории и подходы в истории религиоведения» была наиболее разнообразной: Хенрик Хоффманн (Чехия) сделал обзор употребления названия нашей дисциплины (Science of Religion, History of Religions, Study of Religion и т.д.) в западном религиоведении, Ксения Колкунова (Россия) говорила о дискурсивных подходах как новом направлении в религиоведении и призывала участников конференции активно ими пользоваться; а Ирина Иванова (Киргизия) рассказала о развитии религиоведческого образования в Киргизии. В общей сложности на секции было зачитано девять докладов десятью участниками из пяти разных стран.
Модератором и идейным вдохновителем секции «Нетрадиционная религиозность в исторической перспективе» выступил кандидат социологических наук В.А.Мартинович. В своем докладе он рассказал о проводимых им исследованиях по теме «Нетрадиционная религиозность и печатные СМИ», результаты которых впоследствии составят существенную часть второго тома из серии монографий «Материалы к изучению нетрадиционной религиозности». Койва Маре (Эстония) рассказала об истории и деятельности известного эстонского утопического культа Лиллеору. Особенностям самоидентификации последователей славянского неоязычества, образу их лидеров и гастрономическим предпочтениям были посвящены доклады Романа Шиженского (Россия), Алексея Гайдукова (Россия) и Екатерины Суровегиной (Россия). Об истории внутрицерковного сектантства в БССР в период 1929 – 1939 гг. рассказала Анна Калинина. Анализу истории становления представлений о феномене нетрадиционной религиозности в католической церкви рассказал Сергей Аношко (Польша). Проблематике определения понятия Нью-Эйдж в трудах отечественных и западных исследователей был посвящен доклад Юлии Андреевой (Россия). Анализу личностных особенностей лидеров НРД был посвящен доклад Степана Воропая (Беларусь). В общей сложности на секции было зачитано девять докладов девятью участниками из четырех стран (Эстонии, Польши, России и Беларуси).
Работа секции «Антропология религии» проходила во второй день конференции. В рамках секции была сформирована одна панель «Антропология религии: пространства, практики, коммуникации», в которую вошли четыре доклада. Модерировала дискуссию московский религиовед – К.П.Трофимова. Выступления участников были посвящены исследованию различных аспектов коммуникации между человеком и мифологическими персонажами, персонажами библейской традиции в рамках вотивных практик (Диана Кикнадзе «Мотив «сделки» и «откупа» мирянина с буддийским божеством в японском простонародном буддизме по материалам сборника жанра сэцува «Удзи сюи моногатари», (XIII в.)»; Владимир Лявшук «Болезнь, смерть и чудо исцеления в нарративе гродненских иезуитов во второй половине XVII в»), специфике формирования конфессиональных сообществ в местах лишения свободы (Павел Скрыльников «Аспекты самоорганизации неоязычников-родноверов в местах лишения свободы»), а также особенностям локализации, конструирования традиции религиозного паломничества (почитания священных локусов) на примере создания домашних и общественных святилищ («Традиции святости: текке/текия в сакральном ландшафте цыганского махалля на Балканах»). Каждое сообщение влекло за собой череду вопросов, дополнялось уточнениями и расширялось благодаря обмену интерпретациями. Так, например, развернулась дискуссия вокруг интерпретации практики переписывания «Сутры Лотоса», а именно функции данного действия (в том или ином контексте) и сохранившихся свидетельств о контроле за правильным его исполнением (сообщение Дианы Кикнадзе). В докладе Павла Скрыльникова особое внимание аудитории привлекла практика перехода в общину неоязычников-родноверов последователей других конфессий, а также характер и система связей между общинами, сформированными в различных местах заключения на территории России. Особенности связей и взаимоотношений между духовными авторитетами и ритуальными специалистами обсуждались в связи с докладом Ксении Трофимовой.
Секция «Философия религии» проходила после обеда 21 и днем 22 апреля в аудиториях Института теологии. Модератором секции был доктор философских наук К.М.Антонов. В работе секции приняли участие исследователи из Минска, Москвы, Санкт-Петербурга, Познани, Гродно и Владимира. Доклады, прозвучавшие на секции, можно разделить на две группы: в одних рассматривались те или иные проблемы философии религии, в других — те или иные аспекты философии религии конкретных мыслителей. Доклады первой группы акцентировали исторические аспекты формирования современной религиозной ситуации: этические аспекты экуменического движения (прот. Вл. Шмалий, ОЦАД), роль секуляризации (Е.Б.Тимерманис (СПбГПУ), ранние этапы истории понятия «религия» в русском языке (Е.И.Аринин, ВлГУ им. Столетовых), исторические аспекты становления новых форм атеизма (М.А.Можейко, БГУКиИ), «истоки и смысл феномена «бедной веры»» (С.В.Полякова, МГУ), а также теоретические аспекты соотношения философии религии и религиозной философии (О.А.Бокова, ЛГУ им. А.С.Пушкина). В докладах второй группы главными героями стали: Вяч.И.Иванов (Н.А.Коренева, ПСТГУ), Ф.Д.Э.Шлейермахер (А.В.Беляева, ВШЭ), Л.Н.Толстой (О.Вавжиняк, Познаньский университет), С.Л.Франк и Э.Левинас (Д.А.Ченцова, ПСТГУ), К.Ранер (И.С.Рождественская). Многие доклады вызвали оживленную дискуссию, в которой, наряду с докладчиками и модератором, принимали участие д.соц.н. М.Ю.Смирнов, к.филос.н. Г.Е.Боков и другие коллеги.
Работа секции «Психология религии» проходила в последний день работы конференции 22 апреля. Секция была проведена при участии Научного центра Современной психологии религии ПСТГУ и при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. На первой части секции выступали авторы эмпирических исследований в области психологии религии, вторая часть была посвящена теоретическим вопросам этой науки.
На первой панели Алексей Двойнин (Москва, Россия) говорил о контурах конструктивистской парадигмы в психологии религии; Ирина Буланова и Александр Чернов (Волгоград, Россия) о своем новом исследовании религиозных норм обыденного сознания. Прикладные исследования Дарьи Чумаковой и Михаила Чумакова (Курган, Россия) посвящены проблемам субъективного благополучия и копинга стресса и взаимосвязи религиозности и социального конфликта. Эльвира Хайбулина (Таганрог, Россия) рассказала об особенностях системы представлений о мире православных с внешней и внутренней религиозной ориентацией, а Игорь Володин (Минск, Беларусь) о мотивации и установках учащихся высших духовных учебных заведений Республики Беларусь.
Вторая панель имела теоретико-методологический характер. Ее открыл доклад Леонида Борисова (Москва, Россия) о кросс-культурных исследованиях религиозного обращения. Дарья Ченцова рассказала о специфике исследований личностной религиозности современных мирян, практикующих исихазм. Завершилась панель двумя докладами по истории психологии религии в России – Павела Костылева (Москва, Россия) о работе Д.Г. Коновалова и Ксении Колкуновой (Москва, Россия) об исследованиях бессодержимостью.
Работа секции в очередной раз подтвердила, что психология религии – активно развивающаяся междисциплинарная область исследований, обладающая большим потенциалом.
Модератором секции «Феноменология религия» выступил М.А.Коденев. Работа секции проходила в последний день конференции – 22 апреля, на секции выступило восемь человек. Особенно были отмечены А.И.Зыгмонт и В.В.Сериков, которые выступили с докладами «Временное и историческое измерения в теориях сакрального Ж.Батая, Р.Кайуа и Р.Жирара» и «Будда как Аватара Вишну». Также на секции присутствовали люди, которые не выступали с докладами. Всего на секции присутствовало около двадцати человек. Докладчикам отводилось 20 минут для выступления, этого времени хватало не всем, однако было достаточно для обсуждения и вопросов аудитории.
***
Прошедшая конференция является уже пятой в серии Минских религиоведческих конференций, которые проводятся раз в два года кафедрой религиоведения Института теологии БГУ при активной поддержке кафедры философии культуры факультета философии и социальных наук БГУ. В организационный комитет конференции входят профессиональные религиоведы из Беларуси, России и Украины.
В этом году наряду с основными организаторами – Институтом теологии БГУ, факультетом философии и социальных наук БГУ, а также российскими и украинскими высшими учебными заведениями и научными учреждениями, мероприятие поддержали такие структуры Белорусского государственного университета как Ректорат БГУ, факультет международных отношений, исторический факультет, а также кафедра апологетики Минской духовной академии. Одним из спонсоров конференции выступил Христианский образовательный центр имени свв. Мефодия и Кирилла.
По итогам работы V Международной научно-практической конференции «Религия и история» планируется издание сборника, который ориентировочно выйдет в печать в октябре 2017 года.
После работы конференции состоялось рабочее собрание организационного комитета, на котором обсуждались организационные вопросы прошедшей конференции, высказывались пожелания минским организаторам. Также было принято рабочее название следующей Минской религиоведческой конференции – «Религия и коммуникация».