Вы можете подавать как заявки на участие в конкретной секции, так и такой без привязки. Из принятых заявок будут сформированы тематические секции.

Секция будет посвящена рассмотрению спектра вопросов, связанных с философским осмыслением религии, религиозности, религиозной жизни. Религиоведение и философия религии, как представляется, в реальности оказываются трудноотделимыми друг от друга, поэтому в рамках данной секции темами для обсуждения могут стать:

(1)    философские теологии, выстраиваемые мыслителями разных эпох и культур;

(2)    философские учения о религии; проекты идеальной религии/религии будущего;

(3)    компаративный анализ понятий, описывающих религию и религиозность, в различных языках/культурных традициях;

(4)    наука о религии в контексте развития европейского гуманитарного знания;

(5)    дисциплинарные границы и области компетенции философии религии, религиоведения, теологии.

Современность в формате религиозных дискурсов представлена разнообразием тем и практик. Ведущей характеристикой таких дискурсов уже давно стала их включенность в рутину политических, экономических, остро социальных, художественных, научных, правовых и прочих пространств. Привычное измерение повседневности религий пестрит многообразием идеологических позиций, публичных практик, образовательных и организационных инноваций. Религии обжили цифровое измерение современных обществ, создали собственные медиа проекты и каналы, позиционируют себя активными пользователями и реформаторами ландшафта социальных сетей. Все это открывает перед социологией религии широкие возможности познакомиться со многими религиями заново, расширить репертуар рутинных тематик, ввести в научный оборот новые объекты изучения. Созвучное современности изучение религиозных дискурсов учитывает оффлайн и онлайн измерения социальной реальности религиозного. На секции предлагается обсудить следующие темы:

  • Религиозные медиа и медиатизированные религии;
  • Религиозные дискурсы в рефлексиях других систем современного общества

Исследования в области истории религиоведения становятся все более актуальными: они позволяют посмотреть на место науки в более общих процессах политической и социальной трансформации, на взаимопроникновение дискурсов власти и, например, научных теорий религии и религиозности. Приглашаем к участию и обсуждению связи научного изучения религии с эзотеризмом, колониализмом, секуляризмом, романтизмом и другими идеологическими и эпистемологическими системами.

На повестке секции — статус религии и тенденции её развития в информационную эру.

Религии вынуждены реагировать на массовое распространение цифровых технологий, однако и сами технологии порой становятся пространством для формирования новых очагов религиозности. Мы предлагаем обсудить, как в современном мире соотносятся между собой сферы религиозного опыта и цифровые технологии — их взаимопересечения, взаимовлияние и сосуществование.

Психология религии является одним из источников порождения академического дискурса. В рамках секции планируется обсуждение широкого круга насущных вопросов, касающихся дискурсивных практик, порождаемых психологами религии: каковы ключевые характеристики можно выделить в современном психолого-религиозном дискурсе? Существуют ли разделяемые психологами религии особые языковые правила? Есть ли различия в дискурсах психологов, изучающих религию, и религиоведов? Где пролегает граница между дискурсом психологов религии и конфессиональных психологов?

К участию в секции приглашаются исследователи взаимодействия религиозных и благотворительных организаций. В секции могут участвовать доклады с исследованиями самых разных конфессий и типов благотворительных организаций, в России и зарубежном. Организаторы секции будут рады участию не только религиоведов, но и исследователям НКО из других областей, которые в своих исследованиях столкнулись с интересными взаимодействиями между религией и благотворительностью. Горячо приветствуются доклады, основанные на полевой работе в разных регионах страны.

Ислам в своем историческом развитии оказал влияние на национальные культуры как народов, для которых мусульманская религия стала определяющим фактором их мировоззрения, так и тех народов, которые сосуществуют с исповедующими его этносами. Подобная практика в современном мире продолжает играть важную роль в развитии народов и целых государств. Возникает необходимость в обсуждении особенностей развития исламской уммы в историческом контексте и в сегодняшних реалиях в контексте появления в мусульманской среде идейно-политических течений и новых религиозных движений, возникших на почве ислама, оказывает влияния на религиозную жизнь мусульман и их соседей, формируя особую систему отношений к исламскому сообществу со стороны государства и светского общества. В ходе работы секции будут проанализированы организационная структура мусульманской уммы в прошлом и настоящем на территории Евразии, проанализированы биографии исламских деятелей, функционирование религиозных институтов, перспективы преподавания исламоведческих дисциплин в светских школах и вузах.

В исследовательской литературе сложилось представление о том, что восприятие концепций, выработанных так называемой «буржуазной наукой» в советский период могло публично осуществляться только в форме более или менее жесткой критики, а эта критика зачастую выступала как средство маскировки для «продвижения» соответствующих идей в советское интеллектуальное пространство. Можно, однако, предположить, что этими формами рецепция западных религиоведческих идей в отечественной науке не ограничивалась.

В рамках секции предлагается рассмотреть конкретные кейсы и задуматься над вопросами:

на каких теоретических и идеологических основаниях происходила указанная рецепция? Как осуществлялась рефлексия относительно этих оснований? Как изменялось отношение советских религиоведов к западной науке на протяжении времени? Каково реальное многообразие форм рецепции? Сохраняется ли и если да, то в какой форме и степени, влияние советских стандартов в современной науке о религии?

I am text block. Click edit button to change this text. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Ut elit tellus, luctus nec ullamcorper mattis, pulvinar dapibus leo.

Культура и религия, в целом, подвержены влиянию со стороны окружающей среды – как в практических вопросах взаимодействия с материальным миром, так и в вопросах формирования ритуального комплекса и обрядовой жизни религиозного сообщества (для одних религиозных доктрин в большей степени, для других – в меньшей). В то же время, сами религиозные традиции, прямо или опосредованно – через хозяйственную деятельность религиозных субъектов, или же посредством действий верующих, являющихся носителями определенных установок, – оказывают влияние на окружающую среду.  В ходе секции мы будем обсуждать терминологические основания и границы определений «религиозно-экологический подход» и «экология религии», поговорим о связи понятий «география религии» и «экология религии», проанализируем позиции различных религиозных организаций в отношении современных экологических проблем, разберем исторические и современные кейсы по экологии религии.

Современное язычество предстаёт в различных конфессиональных и социальных формах, охватывая широкий спектр духовных и идеологических феноменов, включая монокультурные, субкультурные и эклектичные формы, проявления социального протеста и национализма, массовые движения и маргинальные сообщества. Задачей секции является уточнение понятийного аппарата, определение методологических подходов в изучении феномена нового язычества, анализ его вероучительных, обрядовых и организационных проявлений.

Секция посвящена изучению того феномена и его составляющих, который возникает в результате социального взаимодействия религии и гражданского общества в условиях становящейся новой реальности, проникновения через границы этих институтов с учетом исторического наследия, общей исторической и новой памятью, коллективных и индивидуальных ценностей, традиций и норм, которые объединяют людей различных мировоззренческих традиций творя новую, ранее небывшую историю, новые солидарные формы отношений.

В рамках секции предлагается обсуждение темы гендера в религии и религиоведческих исследованиях. Обсуждаемые вопросы: применимость категории гендера в качестве аналитической категории в религиоведческих исследованиях (и связанные с этим проблемы методологического и эпистемологического характера); проблема религии в гендерных исследованиях и программах (феминистских и гендерных исследованиях кон. XIX – нач. XX вв. и о современных исследовательских программах и концепциях), гендерная самоидентификации в религии, специфика гендерных ролей в различных религиозных конфессиях, трансформация понятия гендера и размывание границ гендерной самоидентификации.

К 200-летию выхода рассказа Джона Полидори “Вампир”.

Исторически сверхъестественные существа (в той или иной степени нечеловеческие субъекты) были включены в картины мира религиозных систем, однако с начала XIX века истории о них постепенно стали выходить за пределы комплекса религиозных сюжетов. Сегодня вампиры, оборотни, зомби и привидения – непременные участники миров массовой культуры и множества субкультур, герои книг, комиксов, фильмов и сериалов, ролевые модели для подражания подрастающих поколений. Круглый стол посвящен осмыслению этого феномена и обсуждению судьбы сверхъестественных существ в будущем культуры.