Кафедра философии и религиоведения факультета философии, богословия и религиоведения

Общая информация

Кафедра философии и религиоведения является научно-педагогическим коллективом, обеспечивающим реализацию учебных программ различного уровня по философии и религиоведению, осуществляющим научные исследования и экспертную деятельность в этих областях.

РХГА – бесспорный российский лидер по числу студентов философских и религиоведческих программ, обучающихся на платной основе, что свидетельствует о востребованности нашего образования. И это неслучайно: все курсы, читаемые сотрудниками кафедры, являются авторскими и в той или иной степени уникальными.

Хорошая теоретическая и практическая подготовка позволяет студенту участвовать в научных исследованиях: многочисленные исследовательские и издательские проекты кафедры вырабатывают у студента любовь и вкус к научной работе, а информационные площадки РХГА позволяют их проявить – в рамках научных конференций, семинаров и симпозиумов. Эти преимущества обеспечивают возможность последующей деятельности в самых разных областях.

Кафедра реализует образовательные программы бакалавриата (47.03.03. Религиоведение) и магистратуры (программа «Религиозная конфликтология», профиль «Мистико-эзотерические традиции»). Возможна заочная форма обучения. В аспирантуре РХГА открыт прием на специальность 09.00.14 – Философия религии и религиоведение (философские науки). На кафедре регулярно проходят заседания научного семинара «Актуальное религиоведение».

История кафедры

История кафедры неразрывно связана с историей развития академии. Фактически образовательная деятельность была начата в 1989 г., в последние годы жизни СССР, и была обусловлена требованиями времени. Становление РХГА соответствует общей логике развития негосударственного сектора вузовского образования в постсоветской России как процесса, инициатором которого выступили субъекты гражданского общества. Однако в отличие от большинства других негосударственных вузов, имеющих ярко выраженный управленческий, экономический и юридический профиль, РХГА с первых дней существования определяла свою специфику как вуз, по преимуществу занимающийся реализацией системы фундаментального гуманитарного образования. Отделение религиоведения в этой системе занимало во многих отношениях уникальное для современной России положение: поскольку подразделение не стало административным наследником кафедр научного атеизма, что было характерно для государственных вузов, постольку преподавание с самого начала ориентировалось, с одной стороны, на зарубежный (прежде всего, европейский) опыт работы в соответствующем направлении, а с другой, на традиции классического университетского образования дореволюционной России.

В период с 1989 по 1995 гг. религиоведческое образование в вузе характеризуется явной интеграцией историко-религиоведческой, философской и богословской составляющих, что было обусловлено специфическим социокультурным контекстом жизни России того времени. Серьезный социальный запрос на приобретение профессионального знания такого типа, а также уверенность в необходимости фундаментальной и систематической подготовки специалиста-религиоведа предопределили подход, который к настоящему времени является доминирующим на кафедре, а именно признание не только академической, но и социальной значимости религиоведческого знания. В связи с этим, с момента своего возникновения РХГИ, будучи светским учебным заведением, участвовал в некоторых программах по созданию условий межрелигиозного диалога в Санкт-Петербурге и Северо-западе России, одним из результатов которого стало создание института Миссиологии, экуменизма и новых религиозных движений.

В период с 1995 г. по 1999 г. происходит своеобразная дифференциация ранее сложившегося комплекса, предопределенная ростом профессиональной самоидентификации, с одной стороны, и более внимательным освоением зарубежного опыта – с другой. В 1994 г. было открыто отделение религиоведения кафедры философии, богословия и религиоведения. Начиная с этого времени религиоведческое образование в РХГИ приобретает особое своеобразие, выраженное в сочетании внушительного числа авторских курсов по истории религии и теоретическим дисциплинам с изучением истории философии на протяжении всего периода обучения. Кроме того, в качестве приоритетных направлений развития РХГИ оформляется исследовательская, научно-издательская и информационная деятельность. Весьма показателен преподавательский состав этого времени, объединявший известных петербургских педагогов и ученых, представлявших различные области гуманитарного знания. В их число входили д. филос. н., проф. Торчинов Е.А., д. филос. н., проф. Тантлевский И.Р., д. филос. н., проф. Светлов Р.В., д. филос. н., проф. Кравцова М.В., д. истор. н. Мусин А.Е., д. филос. н., проф. Евлампиев И.И., д. филос., проф. Пигров К.С., д. филос. н., проф. Уваров М.С., д. филос. н., проф. Шмонин Д.В., к. филос. н., доц. Рукавишников А.Б., д. филос. н., доц. Романенко Ю.М., к. филос. н., д. филос. н., проф. Исупов К.Г., д. социолог. н., доц. Смирнов М.Ю., к. филос. н. Цыб А.В., к. филос. н., доц. Пахомов С.В.,д. филос. н. Хлевов А.А.

Накопление опыта в области религиоведческого образования привело к изменению административной структуры и созданию в 2004 г. в качестве отдельного выпускающего подразделения кафедры религиоведения, вошедшей в состав факультета философии, богословия и религиоведения. Окончательно обрисовываются основные направлениями научной деятельности кафедры: теоретическое религиоведение и семиотика религии, история религий, история христианства, патрология, современные религиозные движения в России, история религиоведения, исследования религиозной мысли Запада и России, раннего христианства, средневековой религиозности.

Можно заключить, что на данном этапе образовательная модель сложилась окончательно. К перечисленным выше, проверенным временем, принципам религиоведческого образования в РХГА следует добавить следующее. Современный мир особенно нуждается в высококвалифицированных специалистах, чье образование позволяет, с одной стороны, вести научно-исследовательскую деятельность на высоком академическом уровне, а с другой – активно участвовать в общественной жизни, уметь вести диалог с людьми, принадлежащими к разным вероисповеданиям. Важнейшими условиями выполнения этой задачи руководство и сотрудники кафедры считают соблюдение принципа свободы совести, права на выбор образования, которое строится на светском основании, соответствующим высоким требованиям академической науки. При этом кафедра стремится привлекать к преподавательской работе представителей различных вероисповеданий, причем, как правило, по соответствующим профильным курсам. Необходимо отметить, что благодаря специфике профессорско-преподавательского состава и контингента обучающихся кафедра является крупнейшим в России центром межконфессионального общения.

Существенный объем академической нагрузки для ее адекватного усвоения требует формирования у студента современных методов работы с информацией, навыков ее интерпретации и глубокого осмысления. В связи с этим на кафедре религиоведения читаются курсы историко-философского (история философии, история русской философии, современная философия) и общефилософского характера (логика, онтология и теория познания, философия и методология науки, философия культуры и др.), в результате прохождения которых студенты приобретают необходимые навыки и компетенции.

В настоящее время обучение на кафедре религиоведения имеет ряд особенностей. Во-первых, это значительный объем практических занятий, призванных способствовать углубленному изучению предмета. Во-вторых, современные информационные технологии способствуют повышению качества образования, благодаря увеличению доли самостоятельной работы студентов предусмотренной ГОСТом. Так, на кафедре разработаны электронные учебные пособия, включающие в себя видео- и аудио-записи лекций, рекомендации по прохождению дисциплины, электронные библиотеки, открывающие быстрый доступ к необходимой студенту информации и позволяющие более предметно и качественно контролировать процесс обучения. Новацией как в издательской, так и в учебно-методической работе стали публикации на электронных носителях. В частности в период с 2004 по 2009 гг. сотрудники кафедры подготовили свыше 30 наименований учебных курсов и учебно-методических комплексов по дисциплинам и учебным курсам, входящим в образовательную программу подготовки специалистов-религиоведов, сделав, таким образом, их содержание реально доступным не только для студентов РХГА, но и для всех интересующихся данной проблематикой. Наконец, к преподаванию привлекаются ведущие специалисты Санкт-Петербурга, сотрудники СПбГУ, РГПУ им. А.И. Герцена, СПбДА, Института Востоковедения РАН, ИРЛИ РАН («Пушкинский Дом») и др. учреждений Санкт-Петербурга.

Сотрудники

Прилуцкий Александр Михайлович – заведующий кафедрой, доктор философских наук. Избранная библиография: Семиотика религиозных коммуникативных систем: дискурсы смыслов. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015 (в соавт. с: Лебедев В.Ю.); Семиотика религии: философско-религиоведческие исследования. СПб.: Инкери, 2007; Дискурс теологии. СПб.: Светоч, 2006; Понятие «секта»: основные значения и правомерность употребления // Религиоведение. 2006. №1. С. 164-170 (в соавт. с: Погасий А.К.); Влияние контекстных изменений на структуру религиозных ритуалов и значение их простейших элементов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2012. №2. С. 135-139; Метафорика религиозного ритуального дискурса // Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии. 2013. №2. С. 21-38; Структура религиозного дискурса: от мифологии к теологии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2007. №2. С. 163-168. Влияние экуменических организаций на религиозную ситуацию в Северо-западном регионе // Регионология. 2008. №1. С. 181-190.

Светлов Роман Викторович – декан факультета философии, богословия и религиоведения РХГА, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор философских наук. Избранная библиография: Античная мудрость: педагогика, философия, политика, теургия. СПб., Издательство РХГА, 2012; Ямвлих Халкидский. Комментарии на диалоги Платона, СПб., Алетейя, 2000 (составление, перевод, комментарий, вступительная статья); Религия и публичная политика // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015, Т. 2. №4. С. 164-176; Язык и «неделимость» в философии Платона // Вопросы философии. 2014. №8. С. 128-137; «Ессеи как пифагорейцы»: предестинация в пифагореизме, платонизме и кумранской теологии // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. 2014. Т. 8. №1. С. 54-66 (в соавт. с: Тантлевский И.Р.); Сократ и «Спартанский мираж» // Мнемон: Исследования и публикации по истории античного мира. 2011. №10. С. 363-374; Доказательства бытия Бога в свете проблемы теодицеи // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2008. Т. 9. №2. С. 51-61.

Ермичёв Александр Александрович – доктор философских наук, профессор. Избранная библиография: Имена и сюжеты русской философии. СПб.: Наука, 2014; Философское содержание журналов русского зарубежья (1918-1939 гг.). СПб.: Издательство РХГА, 2012; Религиозно-философское общество в Петербурге (1907-1917). Хроника заседаний. СПб.: Издательство СПбГУ, 2007; Философское содержание русских журналов начала XX в.: библиогр. указ. СПб.: Издательство РХГА, 2006; Сезоны Санкт-петербургского религиозно-философского общества // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2006. Т. 7. №2. С. 133-154; О том, как поссорились два ученых мужа. очерк истории нравов университетской профессуры в России начала XX в. // Вопросы философии. 2003. №5. С. 124-134; Ладья у подножья креста. О проблеме разума у П.Я. Чаадаева // Вопросы философии. 2000. №12. С. 171-179.

Рахманин Алексей Юрьевич – кандидат философских наук, доцент. Избранная библиография: Обрядовая теория мифа / Сост. и пер. А.Ю. Рахманина. СПб.: Издательский дом СПбГУ, 2003; Семиотические аспекты процедуры определения (на примере определений религии) // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. Т. 15. №4. С. 200-211; История религии как научная идеология: к вопросу о начальном этапе развития религиоведения // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Т. 14. №2. С. 85-94; Творческое наследие Евгения Торчинова и особенности его типологии религий // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2013. №3. С. 110-129 (в соавт. с: Пахомов С., Светлов Р.); К метатеории религиоведения: концептуальный каркас и проблема нормативного критерия науки // Религиоведческие исследования. 2009. № 1-2 (1-2). С. 7-23; Введение в методологические проблемы семиотического исследования ритуального текста // Религиоведение. 2002. №3. С. 36-48.

Пучкова Ирина Сергеевна – кандидат философских наук, доцент. Избранная библиография: Журнал «Русская мысль» как культурно-просветительский проект П.Б. Струве // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Т. 14. №2. С. 145-155; Петербургское религиозно-философское общество в зеркале «Русской мысли» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2006. №4. С. 166-171.

Хромцова Марина Юрьевна – кандидат философских наук, доцент. Избранная библиография: Межконфессиональный диалог сквозь призму богословия общения // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2011. Т. 12. №2. С. 33-44; Коммуникативные теории о различных аспектах религиозного диалога // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2009. Т. 10. №4. С. 7-8.

Учебники и учебные пособия кафедры по профильным дисциплинам

История религий: учебник / Лебедев В.Ю., Прилуцкий А.М., Григоренко А.Ю. М.: Юрайт, 2016; Религиоведение: учебник. 2-е изд., пер. и доп. / Лебедев В.Ю., Прилуцкий А.М., Викторов В.Ю. М.: Юрайт, 2016; Религиоведение: учебник и практикум для академического бакалавриата / Под ред. А.Ю. Рахманина. М.: Юрайт, 2015.

Контактная информация:

Адрес: г. Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, д. 15

Телефон: +7 (812) 334-14-41, 314-35-21

Сайт: http://rhga.ru/faculty/fakul_fbr/kaf_relig/

E-mail: philosophy_religion@rhga.ru

ИсточникРоссийское религиоведение: справочник / Ред.: П.Н. Костылев,
Т.А.Фолиева; Сост.: К.А.Колкунова, М.В.Шилкина, Н.А.Коренева,
Д.А. Ченцова; Русское религиоведческое общество. – М.: Издатель
Воробьев А.В., 2016.