Весенняя конференция — 2025
Конференция «Исследования религии: прошлое, настоящее, будущее» прошла 11-12 апреля 2025 г.
Формат проведения конференции: онлайн (Zoom).
Оргкомитет конференции:
Сопредседатели: К.М. Антонов, Н.В. Шабуров.
Оргкомитет: В.В. Золотухин, М.С. Киселев, К.А. Колкунова, В.С. Раздъяконов, А.Ю. Сгоннова, Д.А. Ченцова.
Основные направления работы конференции:
-
- История российского и зарубежного религиоведения
- История религии
- Философия религии
- Количественные и качественные исследования религии (социология, антропология, психология религии)
- Новые религиозные движения
- Эзотеризм: история, современность, методология исследований
- Религия и культура
**
Итоги конференции
Всероссийская конференция с международным участием «Исследования религии: прошлое, настоящее, будущее» прошла 11-12 апреля 2025 г. в режиме онлайн и собрала под свои знамена 90 выступающих, представлявших 10 городов, 4 страны и 35 академических организаций. Всего в конференции приняло участие более 130 человек.
Набор секций охватил немалый отрезок как прошлого, так и настоящего в изучении религии, над будущим мы, скорее, работаем, но тенденция презентовать самые свежие и актуальные методы исследований и делать прогнозы относительно будущего отдельных религиозных традиций также прослеживается.
В два дня конференции уместилось 10 заседаний секций и круглых столов, проходивших в двух параллелях.
В секции по философии религии прозвучало 13 докладов, освещавших различные аспекты рефлексий о религии в западной и отечественной философской мысли, временной охват докладов начинался от III-IV вв. н.э. и заканчивался нашим временем. Так, первый доклад Денисовой Анастасии Алексеевны (МГУ) был посвящен Васубандху; Поляков Андрей Андреевич (Институт философии РАН) представил воззрения о религии Эдварда Герберта из Чербери; Бердникова Александра Юрьевна (Туринский университет) рассказала о реакции Владимира Соловьева на экуменические идеи молодого Юрия Самарина; Коренева Надежда Александровна (ПСТГУ) выявила место концепта религиозного опыта в рецепции Бергсона в России в начале XX в.; Ильющенко Ева Владимировна (РГГУ) посвятила свой доклад К. Барту; Куликов Виталий Викторович (ПСТГУ) – полемике Барта и Гарнака; Долин Антон Александрович (РГГУ) рассказал о философско-исторической концепция Д.С. Мережковского; Ячменик Вячеслав Александрович (ПСТГУ) представил доклад «Власть земли, женственность и исповедь: С.И. Смирнов и дискуссии вокруг “Материнского права”»; Гравин Артём Андреевич выделил некоторые аспекты теории мифа А.Ф. Лосева; Ларин Семён Владиславович (ПСТГУ) представил философию религии Ж. Батая; Зубковская Анастасия Александровна (ИНИОН РАН) реконструировала концепт Mundus Imaginalis в религиозной философии А. Корбена; Кострова Елизавета Алексеевна (ПСТГУ) рассказала о проблеме кенозиса и данности в феноменологии Ж.-Л. Мариона; Коростиченко Екатерина Игоревна (Институт философии РАН) представила оригинальные идея современного эпистемолога Питера Богоссяна.
На секции «История религии» выступило 12 докладчиков. Секционная тематика раскинула свои границы от Британских островов до Дальнего Востока и от времён эллинизма до современности. Так, Анастасия Дмитриевна Трунина (НИУ ВШЭ) посвятила свой доклад рассмотрению аретологии культа Исиды, выявив в нем египетскую и римско-греческую составляющие, а Валентин Александрович Пересторонин (СПбГУ), продолжив античную (в широком смысле слова) тематику, поведал об исследованиях связей между греческими рассказами о чудесах и чудотворцах и раннехристианскими текстами. Европейское Средневековье на секции было представлено сообщением Вячеслава Андреевич Костылёва (ИНИОН) о религиозно-антропологической проблематике в приписываемых святому Бонифацию корпусе дидактических «загадок», а Азиатское – Владимира Александровича Николаенкова (Уфимский ун-т науки и технологий), погрузившего слушателей в мир корейского буддизма эпохи Объединенного Силла. Новое время было проиллюстрировано выступлениями Елизаветы Максимовны Ильиной (СПбГУ), обозревшей историю Католической апостольской церкви («ирвингитов») и их влияние на религиозный ландшафт Великобритании, а также Дарьи Олеговны Лидиной (ПСТГУ), проанализировавшей рассказы о личном опыте религиозной конверсии вдохновителя «бесцерковного движения» японского христианства Утимура Кандзо. Мостиками в Новейшее время стали два доклада: Елена Витальевна Гордиенко (МГУ) обратила внимание на важные аспекты религиозного синкретичного мировоззрения исторического и современного Дальнего Востока, проиллюстрировав заимствование буддийских сюжетов вьетнамской народной религией в житийных текстах (на примере почитания Ты Дао Ханя); а Злата Вячеславовна Гайдук (БГУ), охарактеризовав образы падших ангелов в православной и католической традициях, обратилась к использованию этих образов в эзотерической литературе, современной массовой культуре и СМИ на постсоветском пространстве. Плавно переводящими участников секции из века XX в век XXI были сообщения Рустама Маратовича Касимова (РГГУ) о различных стратегиях и направлениях внешней и внутренней «новой евангелизации» Римско-Католической церкви, и Ивана Александровича Каблова (УрФУ им. Б.Н. Ельцина) о народной литургической практике ингерманландских лютеран, Korpimessu («Таёжная месса»), собранной и популяризируемой пастором Арво Сурво. Событиям, происходящим в настоящий момент, но уже ставшим историей, было посвящено два доклада: Ксения Витальевна Тонконоженко (МГУ) говорила про существующие в современной Индии представления о ритуальной чистоте и связанные с ними проблемы общественной санитарии, а Роман Олегович Сафронов (ИКСА РАН) рассказал об основных направлениях развития политики Китая в отношении религиозных организаций, китаизации и модернизации, и их отражении в законодательстве КНР. Модераторы отметили, что работа секции сопровождалась живым обсуждением каждого из докладов, а представленные сообщения неосознанно вторили словам Анри Пиренна («Будь я антикваром, я смотрел бы только старину. Но я историк. Поэтому я люблю жизнь»), наглядно демонстрируя, что история религии – это то, что происходит здесь и сейчас, а не только где-то и когда-то
Работа секции «История отечественного и зарубежного религиоведения» была практически полностью посвящена истории науки о религии советской эпохи. Большинство докладов опирались на архивные материалы, включавшие неопубликованные статьи, переписки, докладные записки в идеологический отдел ЦК и др. под. Авторы акцентировали академическую составляющую так наз. «научного атеизма», в том числе и в его ранних, довоенных формах (П.Н. Берков), ставили проблему отношения ученых с властью (Л.Н. Митрохин), рассматривали роль мировоззренческой ангажированности в их работе (переписка Ю.В. Бромлея и В.А. Мошина). Ряд докладов тематизировал проблематику «постсоветского транзита»: изменения структуры и содержания базовых понятий («свобода совести»), эволюцию мысли отдельных ученых (В.Р. Кабо, К.И. Никонов) конца 1980-х – 2000-х годов.
В секции «Ислам: история и современность» были представлены как теоретические, так и практические (полевые) исследования, включая доклады по сравнительному религиоведению, антропологии и социологии религии, а также case-studies современных мусульманских медиа.
Секция «Нетрадиционная религиозность и эзотеризм» была открыта сообщением, посвященным комплексному анализу мотивов и причин увлечения современной молодежью практиками раскладов карт Таро. Следующий доклад поставил в фокус внимания слушателей современный православный дискурс об эзотерике в СМИ. Отдельное место на секции заняли доклады, посвященные конспирологии, в том числе исследование, посвященное значениям «сатанизма» в современных конспирологических концепциях, обзор теорий конспирологии в современном религиоведении, а также эмпирическое исследование конспирологических представлений одного из «неогностических» сообществ в сети Интернет. В заключении секции прозвучали доклады, рассматривающие современные религиоподобные явления и объединения, в частности, феномены техно-религии и современной терапевтической культуры.
В секции «Количественные и качественные исследования религии» были представлены доклады по антропологии, социологии и психологии религии. В части полевых исследований были представлены как материалы различных опросов среди отдельных религиозных групп, так и аналитические материалы обобщающего характера. Ряд докладов носил более методологический характер и раскрывал как проблемные места новых методов и методик исследований, так и особенности применения отдельных методов к специфическим референтным группам. Часть докладчиков представила любопытные кейсы характеру религиозности и религиозной социализации в рамках традиционных конфессий.
Секция «Религия и культура» охватила широкий спектр проявлений религиозных образов и мотивов в самых разных областях культуры и искусства, включая классическую живопись, литературу и театр. Также в рамках секции прозвучал доклад, ставивший своей целью анализ форм этничности.
Секция «Философия религии и философская теология» в определенной мере тематически пересекалась с секцией по философии религии и была посвящена общему осмыслению, а также герменевтическому анализу и сравнению различных мыслительных парадигм западной и восточной философии и теологии. Завершил секцию более теоретический доклад, посвященный проблеме дерационализации теологии.
Круглый стол «Визуальный атлас конфессий», организованного коллегами из Кунсткамеры, был направлен на обсуждение вопросов, связанных с изучением истории формирования советского антирелигиозного фильма в сегменте просветительского кино о народах и культурах в СССР 1920-1930-х гг. Заседание проходило в рамках проекта, поддержанного РНФ (№ 25-28-00277, https://rscf.ru/project/25-28-00277/). В ходе заседания были даны ответы на ряд вопросов, в частности: — Какую роль играли научно- просветительские фильмы в антирелигиозных кампаниях 1920-1930-х гг.? — Каково значение антирелигиозного кинематографа в выстраивании системы обмена знаниями о содержании научного социализма в 1920-1930-е гг. между официальными пропагандистами, учеными и кинематографистами? — Какие визуальные образы конструировались в рамках антирелигиозной пропаганды 1920-1930-х гг.? и др.
Завершающим мероприятием конференции стал круглый стол, посвященный проблемам преподавания дисциплины «История религий России». В работе круглого стола приняли участие представители философского факультета МГУ, НИУ ВШЭ, РГГУ, РУДН, ПСТГУ и других вузов, а также Администрации Президента России. Участники обсудили организационные вопросы, связанные с внедрением этой дисциплины в учебные планы вузов, содержательные аспекты примерной программы дисциплины, ряд методических проблем, возникающих в процессе преподавания, поделились опытом преподавания курса в разных аудиториях и форматах. Была признана значимость курса в контексте продвижения религиоведческих знаний в системе высшего образования, необходимость создания курсов повышения квалификации, с обсуждением наиболее значимых проблем, формирования, на базе РГГУ, методического совета по преподаванию «Истории религий России».
Дополнительные материалы, скриншоты с заседаний и прочее ищите в социальных медиа по тегу #rreligvesna
Желающих опубликовать материалы своих докладов в журнале «Религиоведческие исследования» просим писать на почту оргкомитета.
Благодарим всех участников и надеемся, что до новых встреч!