2 октября состоялось очередное заседание методического семинара, посвященного преподаванию курса НРД:
«Изучение НРД в непрофильных вузах и в системе среднего образования».
С докладами выступили:
- Марина Бигнова (лицей №106, Уфа) Изучение НРД в рамках курса «История религии
Дисциплина «История религий» включена в курс изучения множества гуманитарных специальностей. Как правило, ее преподавание строится по одному принципу: историко-географическому с преимущественным изучением тех религий, которые максимально соответствуют конфессиональной карте региона. Одной из тем такого курса обычно становятся новые религиозные движения. Их изучение в контексте общего курса обычно сводится к краткому анализу их истории и вероучения и некоторым сведениям религиоведческого характера, которые позволяют развенчать миф об их безусловной общественной опасности. Как это сделать наиболее эффективно? Что должно стать основной этой части лекционного курса? Об этом я предлагаю поговорить в первой части обсуждения. Во второй – в центре внимания исторический подход к построению лекционного курса по новым религиозным движениям. Историко-культурный подход имеет несколько неоспоримых достоинств, первое из них – структурирование информации по понятному и привычному принципу, что позволяет уделить существенное внимание не только истории самих НРД и их трансформации, но и методологии их изучения и ее совершенствованию. Более того, такой принцип позволяет вписать НРД в контекст развития конфессионального поля отдельной страны, но при этом не исказив основной линии их развития. Такой подход адекватен при высоком уровне теоретизирования в рамках методологии изучения религий, но требует серьезных временных затрат при построении самого курса и подборе материалов..
- Татьяна Крихтова (ПСТГУ, Москва) Анализ документов в социальных науках
Курс читался летом 2018 года в рамках проекта “Летняя школа” для учеников старших классов, заинтересованных в изучении социальных наук. Задача курса состояла в том, чтобы дать участникам общее представление о работе с документами. При этом большинство документов, которые рассматривались в курсе – это материалы новых религиозных движений (Свидетели Иеговы, Звенящие кедры России, Церковь святых последних дней). Параллельно с анализом документов участники курса получали информацию об истории и особенностях этих религиозных движений и имели возможность сравнить их.